Реферат Курсовая Конспект
Укрепление позиций церкви - раздел Религия, Христианство на Руси X-XI вв. Укрепление Позиций Церкви. Могущество Церкви Основывалось Прежде Всего На Ее ...
|
Укрепление позиций церкви. Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Свя- тославович установил десятину - отчисление десятой части кня- жеских доходов в пользу церкви этот же порядок поддерживался и другими князьями.
Церквам принадлежали крупные недвижимые иму- щества, многочисленные села, слободы и даже целые города. Киевс- кая Десятинная церковь владела городом Полонным, владимирский успенский собор - городом Гороховцом и т.д. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела боль- шое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт насе- ления. Она стремилась выступать в качестве гаранта междукняжес 12 - ких соглашений, закреплявшихся крестным целованием, вмешива- лась в ведение переговоров, причем ее представители нередко вы- полняли роль послов.
Впрочем, князья зачастую не питали никакого уважения к религиозным клятвам и к самим церковным деятелям. Церковь использовала различные способы для проповеди пра- вославного вероучения и утверждения своего авторитета. Не пос- леднюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитек- турные формы и внутренняя роспись которых должны были символизи- ровать земной и небесный миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды - в честь христианских празд- ников и святых, по случаю крестин, бракосочетаний и похорон.
В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поуче- ния. Церковные службы были своего рода театрализованными предс- тавлениями и уже с XI века сопровождались стройным пением. Тор- жественная обстановка в храме резко контрастировала с тяжестью повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верую- щих. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направлен- ных против церкви, господствующего класса и существующего об- щественного строя.
Несмотря на то, что христианство в период феодальной разд- робленности охватило уже значительную часть населения, даже сре- ди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение новой ре- лигией и неуважение к ее служителям.
Тем более сопротивлялись христианству в народе. Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II 1080-1089 в своих посла- ниях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в мень- шей степени его беспокоили и отступления в сторону латинства, грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за латинских правите- лей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерс- кий монастырь.
Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нес- тор, автор Повести временных лет, живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, состав 13 - лявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что хрис- тианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церков- никам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих мис- сионеров.
Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укреплепления своих позиций вширь и вглубь, са- ма превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения от- дельных элементов религиозной идеологии и культа, что было ре- зультатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Бу- дучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусской государство не вмешивалось в религиоз- ные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странными распространения като- лицизма, что трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру. Исследования ученых в области средневековой истории Запада и Востока раскрывают самые разнообразные связи.
Сдерживающими силами в их развитии было папство и русский митрополит, готовые предать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристи- анскую возню.
Однако авторитет церкви на Руси был не настолько высок, чтобы ограничить или прервать экономические связи. Поэто- му в Новгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, Переяславле Существовали инославные храмы. Еще одним свидетельством наличия объективных условий для взаимопроникновения религиозных идеологий являются династические союзы и, как их следствие, приглашение русских князей на стол в другие государства.
Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь везли с собой священников, принадлеж- ности культа, литературу, строили домашние церкви. Хорошо извес- тен династический брак между Святополком Туровским и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некото- рые историки подозревают в пропаганде католицизма 14 - 2
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и подпадали под влияние финских шаманов - волхвов и кудесников то тем… Варяжские купцы и дружинники, раньше и ча- ще славян ходившие в Царьград,… Жена князя св.Ольга также была христиан- кою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Укрепление позиций церкви
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов