Деятельность церковных судов

Деятельность церковных судов. При Владимире церковь на себя брала не только духовные обя- занности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающи- мися с интересами государства. С одной стороны церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела о нарушении святости и неприкасаемости христиан- ских храмов и символов, также церковь имела право судить за ве- роотступничество, оскорбление нравственного чувства.

Под попе- чение церкви было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы, получившее название богадельных людей.

Оно состояло 1из духовенства белого и черного с семействами перво- го, 2из мирян, служивших церкви и удовлетворявшим различным ее нуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни 3 из людей бесприютных и убогих каковы были странники, нищие, сле- пые, вообще не способные к работе2. В ведомстве церкви нахо- дились также монастыри, богадельни, больницы. В 1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый. К этому времени церковь уже окрепла в новой для нее стране, и Ярослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабаты- вает указ, в котором он сохраняет подсудные церкви дела и, в от- личии от его отца не общими чертами, а четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой наказаний.

Эта система построена на четком различии между грехом и преступлением. Грех ведает церковь, преступление - государс- тво. Грех - не только нравственное преступление, нарушение бо- жественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу.

Преступление - деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому лицу2. На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавщих различную ме- ру наказаний. Дела чисто духовные, не связанные с нарушением мирских за- конов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование, чародейство, браки с близкими родственниками, разво- ды по взаимному согласию супругов и т.д. Эти дела не входили в - 15 - состав компетенции княжеского суда и поэтому князь не считал должным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами церкви.

С делами греховно-преступными дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или материального вреда другому лицу или с наруше- нием общественного порядка разбирались княжеским судом с участи- ем церковного.

Княжеский суд назначал приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. К такому разряду относились дела об умычке девиц, об оскорбле- нии словом или делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого вез вины последней, о нарушении супружеской вернос- ти и т.п2. Обыкновенные противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям.

Князь оставлял за со- бой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступле- ния, совершенные церковными людьми разбирались церковным судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями. 2