Конфуций о человеке

Конфуций о человеке. Человек Древнекитайский мыслитель Кун-цзы Конфуций 551 479 до н.э. жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нм неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь.

Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.

Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением Лунь-юй Беседы и высказывания, которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель цзы Кун. Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает.

Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять.

Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории дао истинный путь и дэ одаренность также используются в Лунь-юй без обсуждения и дополнительных комментариев.

Вообще Конфуций предпочитал не занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении. Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует Лунь-юй, Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием По своей природе люди близки друг другу по своим привычкам люди далеки друг от друга. 2.Конфуцианские начала, знание Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения.

По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств жэнь гуманность, человеколюбие синь - искренность, прямота, доверие и долг, справедливость ли ритуал, этикет чжи ум, знание.

Основа человеколюбия жень почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям, взаимность или забота о людях - основная заповедь конфуцианства. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Конфуций обращается к доверию Синь как к политической и нравственной категории. Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях использовать народ в соответствующее время.

Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение. Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением из на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать значит знать людей. Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой земледельцы, ремесленники.

Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению. Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению. 3.