рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Низкий человек и благородный муж

Низкий человек и благородный муж - раздел Религия, Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме Низкий Человек И Благородный Муж. Как Же Увязываются Между Собой Положения Ко...

Низкий человек и благородный муж. Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем.

Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением Дело в том, что природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня врожденные качества и способность к самосовершенствованию.

Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение. По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом. Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения.

Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы благородный муж, которому противопоставляется низкий человек. Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом.

Кун-цзы сказал Благородный муж боится трех вещей он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение оставляет без внимания слова мудрого человека. Низкий человек оказывается негуманным, т. е. неспособным правильно вести себя с людьми. Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием.

Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом иначе все дела расстроятся. 5. Достойный правитель На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил Зачем, управляя государством, убивать людей Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым.

Мораль благородного мужа подобна ветру мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер. Конфуций не объясняет, откуда берется достойный правитель. По всей вероятности, он считает его таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе.

Из контекста ясно, что подобный талант нельзя сформировать, но его можно выявить, чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Отсюда своеобразие системы экзаменов на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их. Правитель может стать благородным мужем, если соответствует определенным требованиям. При этом Конфуций подчеркивает, что власть должна находиться в руках верховного правителя, сына Неба, а не сановников, ибо он несет ответственность за поддержание естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность.

Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, приказы на карательные походы исходят от сына неба Когда в Поднебесной царит дао, то правление уже не находится в руках у сановников. Когда в поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут. Идеальное правление не находится в зависимости от того, какие государственные мероприятия осуществляет правитель, а от того, что представляет он собою и как он себя ведет Если личное поведение тех, кто стоит на верху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов.

Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется. В идеале такая форма правления не связана с преднамеренными действиями. Управление осуществляется как бы само собой. Итак, идеальную форму правления Конфуций связывает с поддержанием естественного и неизменного порядка вещей через недеяние увэй достойного правителя, одним лишь своим поведением восполняющим недостающие звенья всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий. В этом близость мировоззренческих основ Конфуция и даосизма, хотя по ряду вопросов эти учения были антиподами.

Таков идеальный облик правителя. А как на практике есть ли однозначное соответствие между высокой моралью и высоким постом Судя по тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель, ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа служит Конфуцию и самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем управлении государством.

В этой связи на первый план выходит отношение благородного мужа к знанию, его способность к самостоятельным и глубоким суждениям. Уточняя образ благородного мужа, Конфуций противопоставляет ему низкого человека. Учитель сказал Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.

Конфуций подчеркивает, что благородный муж ведет себя с учетом воли Неба. Его знания не преследуют корыстной цели. Они для него самоценны и направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное получение знаний приближает благородного мужа к состоянию совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани. Некоторых древних правителей он называет совершенномудрыми. По-видимому, он связывает это состояние с гуманностью как с высшей истиной. Тогда идеалом поведения совершенномудрого оказывается покой, уравновешенность, в чем конфуцианство снова перекликается с даосизмом. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме

Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Низкий человек и благородный муж

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение. Конфуцианство одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается компромиссное определение конфуцианства

Конфуций о человеке
Конфуций о человеке. Человек Древнекитайский мыслитель Кун-цзы Конфуций 551 479 до н.э. жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государство

Ритуал и воспитание
Ритуал и воспитание. Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет правильным, а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроиз

Гуманность Конфуция
Гуманность Конфуция. Трактуя гуманность как способность разбираться в людях и управлять ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством государства. Интерпретируя

Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы. Практически все выдающиеся мыслители конфуцианцы обращались к рассмотрению человеческой природы, перебрав все возможные варианты ее оценки как до

Современное конфуцианство Чэнь Юланя
Современное конфуцианство Чэнь Юланя. В последующие два века наблюдается упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской оккупацией. Возрождение конфуцианства н

Учение о Едином
Учение о Едином. Философская основа чань о человеке учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющемся вещью. Челов

Учение Чань в искусстве
Учение Чань в искусстве. Представления чань дзэн о человеке и его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на искусство стран Дальнего Востока. Особое значение для искусства, наход

Человек и природа
Человек и природа. Проблема человека в древнекитайской философии возникает вместе с философией и на каждом этапе развития древнекитайского общества решается как проблема развития отношений человека

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги