Современное конфуцианство Чэнь Юланя

Современное конфуцианство Чэнь Юланя. В последующие два века наблюдается упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской оккупацией.

Возрождение конфуцианства начинается в 20 в. и связано главным образом с именем Фэн Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап постконфуцианство. Традиционное для конфуцианства отсутствие разграничения материального и духовного, трактовка ци, как телесного и духовного начала одновременно, сближает это течение с позитивизмом, с его тенденцией стать выше материализма и идеализма и изучать действительность в ее данности, без теоретического давления на материальное и идеальное.

Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной благодаря ей человек родствен Небу и Земле по аналогии с природой-принципом Чжу Си. Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки осовремененная трактовка ци. Переосмысление природы человека понадобилось Фэн Юланю, чтобы указать человеку путь к внутренней святости и внешней царственности, к высшей просветленности и непоколебимому спокойствию.

Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы.

Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой. Чань-буддизм Чань вторая по популярности после школы чистой земли амидаизма школа китайского буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5-6 в. н.э. Китайское название чань происходит от сокращенного варианта китайской транскрипции санскритского слова дхьяна кит. Чан-на медитация.

Чань заимствовала из традиционной буддийской йоги методы пассивной медитации, а из даосизма методы активной динамической медитации. Ежедневная медитация, продолжающаяся несколько часов основа религиозной практики чань. Основоположники чань, развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нирваны, отказывались противопоставлять медитативное состояние прочим формам человеческой деятельности. Обыкновенное сознание это и есть истина гласит один из главных постулатов чань. По преданию, Двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма переселившийся из Индии в Китай, основал новую школу буддизма и стал ее первым патриархом, обосновавшись в монастыре Шаолиньсы.

Наряду с идеей передачи истины от сердца к сердцу другой отличительной особенностью чаньской традиции стало учение о внезапном просветлении дунь у. Расцвет школы чань связывается с именем Шестого чаньского патриарха Хуэйнэна 637-713 гг основателя так называемой южной ветви чань, при котором чань стала одним из ведущих философских учений Китая. В 9 в. в Китае начались гонения на буддизм.

С тех пор школа чань утратила свое значение в качестве философского течения, но сохранилась как совокупность эстетических требований. Различают четыре основных принципа чань Не твори письменных поучений, Передавай традицию вне наставлений, Прямо указывай на человеческое сердце, Прозревай природу и становись Буддой.

В отличие от прочих школ буддизма в монастырях чань большое значение придавалось совместному физическому труду. Чань оказал глубокое влияние на литературу и искусство позднесредневекового Китая. Основные принципы теории и практики Чань Недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины Недоверие к дискуссионно-логическому мышлению как способу постижения высшей истины Возможность достичь просветления и освобождения без длительного восхождения по пути самосовершенствования Спонтанное постижение высшей истины путем интуитивного озарения Возможность достижения совершенства в процессе жизнедеятельности Преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам Отказ от подражания и обретение внутренней свободы Снятие всех противоположностей типа время-вечность, субъект-объект, жизнь-смерть, истина-ложь, добро-зло Философские принципы чань вместе с их эстетическими выводами были подхвачены в Японии, где с 11 в. чань развивалась на местной основе, в результате чего была создана школа дзэн японская разновидность чань.