Учение Чань в искусстве

Учение Чань в искусстве. Представления чань дзэн о человеке и его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на искусство стран Дальнего Востока. Особое значение для искусства, находящегося под влиянием чань дзэн, имеет воспринятый им от даосизма метод увэй недеяние.

Суть его в том, чтобы художник проник в объект изображения до полного слияния с ним, и тогда художник работает без усилий не он изображает предмет, а предмет как бы сам изображается с помощью художника. Для него нет и не может быть задачи выразить себя в обособленности от предмета. Передать свое состояние он может только в единстве с ним Когда Юй-кэ пишет бамбук, он сосредоточен на бамбуке, а не на себе. Но он передает в бамбуке чистоту и благородство своей души. Таким образом, своеобразие представление школы чань дзэн об индивидуальности проявляется в том, что художник должен выразить Единое через единичное.

Принципы чань дзэн оказали колоссальное воздействие на духовную культуру стран Дальнего Востока, а с конца 19 начала 20 в. начали влиять и на европейскую культуру. Особую популярность приобрела идея чань дзэн о художественном творчестве как спонтанном процессе, основанном на своеобразном равноправии художника и изображаемого им предмета, на слиянии художника с материалом, при котором достигается естественность его манеры изображения.

Для современного деятеля в области литературы и искусства это положение предстает как утверждение свободы творчества, упрочение гуманизма и демократизма в искусстве, равно противостоящему и массовому искусству с его заниженными эстетическими требованиями, и тоталитарному искусству с его обезличиванием и жестким диктатом по отношению к художнику.