Теория познания

Теория познания. Вопрос о реальности внешнего мира и метафизической сущности бытия на рассматриваемой стадии буддизма, по мнению большинства исследователей, не решается. Анализу подвергается человек, чувствующий предмет, а не человек и предмет отдельно.

Вопрос, что есть предмет, для буддиста не важен, все его рассуждение направлено на спасение живого существа. Предмет воздействует на человека человек видит дерево какое то время, оно разлагается на моменты, и сознательная жизнь в целом есть поток, постоянно меняющий свой состав то более, то менее существенно, но смена происходит так быстро, что сам процесс смены остается незамеченным, человек успевает усматривать только более длинные цепи моментов, а не отдельный момент.

Человеческая жизнь с ее переживаниями как предметов внешнего, так и внутреннего мира, сведена на поток постоянно меняющихся комбинаций постоянно меняющихся элементов. Поэтому нет ни воздействующего предмета, ни человеческого я, есть только вихрь элементов, слагающихся по определенному закону, и в результате получается сложное явление человек, а не человек и феноменальный мир по отдельности. В комнате есть два человека и стол. С точки зрения реалиста в комнате находятся один стол и два человека.

С точки зрения идеалиста в комнате два стола в виде представления у видящих его людей, кроме того четыре человека представление своей собственной личности и личности второго человека в сознании каждого из них. С точки зрения буддизма стол иллюзия, переживаемая как первым, так и вторым лицом. Для первого человека его тело, как и тело второго иллюзия, для второго его тело и тело первого. Стола в действительности нет, объективные элементы не могут быть оторваны от тех элементов, с которыми они вместе создают субъект, видящий стол, но по отношению к сознанию они сохраняют свою самостоятельность.

Бесконечное число элементов, постоянно меняющихся согласно определенному закону, группируются так, что в течении ряда моментов образуют явление человек, видящий стол и другого человека. Элементы, мгновенно рождающиеся, есть проявления чего то непознаваемого, абсолютного, что несомненно существует в реальности. По отношению к реальности буддизм не является реализмом он отрицает реальность материального мира к примеру стола, отрицает реальность я первого лица и все остальные я. Все это иллюзии, реален только абсолют, и если называть буддизм реализмом, то только по отношению к нему. Идеализмом буддизм также не является, так как хотя он и отрицает вещи в себе внешних объектов, предметы не являются представлениями или продуктами сознания.

Восприятие предмета иллюзия, но не галлюцинация. Если в темноте человек видит змею, которая в последствии оказалась веревкой, то веревка все равно имела место.

Люди, которых видит индивид иллюзии, но за ними стоит такой же вихрь элементов, какой создал индивида и его мир. Точек соприкосновения нет, элементы одного мира никогда не смогут войти в состав другого.