Религиозная практика иудаизма

Религиозная практика иудаизма.

В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение тамид. В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов. В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы рабби.

После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги по-древнегречески - собрания. В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону в реформированном иудаизме синагоги иногда именуют храмами.

Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении. Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках.

Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле. Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия 13-летнего возраста. Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян буквально число, то есть кворум, необходимый для богослужения. В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина отец, муж, брат. В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе. В центре синагогального зала располагается бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Кроме того, с бимы произносятся проповеди, а в сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство религиозным хором.

Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя хаззана или кантора. Праздничным богослужениям соответствуют особые чин и порядок ритуальных действий.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский период согласно Торе исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аа-рониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты евреи из колена рода Левия. В современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки ааронидов.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии.

Позднее йешивы дословно собрание учащихся создавались при наиболее крупных синагогах. Вместе с тем, как отмечал еврейский историк начала XX века 3. Крупицкий, раввин не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть посредником между Богом и людьми, но он обязан быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов. При отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствуюшими знаниями.

В число синагогального богослужебного персонала помимо хаззана кантора входят маггид проповедник чтец Торы шойхет резник, совершающий ритуальный забой скота и птицы, а также соблюдающий правила ритуальных пищевых запретов и ограничений сойфер - переписчик свитков Торы и изготовитель ритуальных молитвенных текстов шамаш - синагогальный администратор-служка.

Иногда в число персонала включается могель - специалист по обряду обрезания. Староста синагоги - габай сборщик - избирается из числа наиболее авторитетных прихожан. В иудаизме отсутствует жесткий иерархический институт церкви. По словам 3. Крупицкого, ученые коллегии и талмудические академии в Вавилонии, Испании и других странах, которые признавались авторитетами по всем вопросам религии, а иногда облекались также официальной властью над евреями данной страны, никогда не обладали такой принудительной силою для всего рассеянного еврейства, какой обладали в христианском мире, например, папы и вселенские соборы.

Авторитет ученых учреждений в еврействе был, главным образом, морального свойства, и ему подчинялись добровольно. В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Эти богослужения называются шахарит утреннее, минха дневное, маарив вечернее. В субботу и праздники читается также особая молитва мусаф - в память о храмовом жертвоприношении. Центральное место в синагогальных богослужениях занимает молитва Шмонэ-эсре 18 благословений.

Она также называется Амида буквально стоя, поскольку при ее чтении все встают. Данная молитва содержит исповедание веры в единого Бога и завершается благословением Иерусалиму. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность.

Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Коленопреклонение и ритуальные позы не приняты. Сакральные жесты наподобие христианского крестного знамения отсутствуют. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Беспокоить и отвлекать молящегося - по нормам иудейской морали значит проявлять крайнюю невоспитанность, граничащую с неуважением к вере. Важной частью богослужения является калдиш - поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям.

Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора в течение года она прочитывается полностью. Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков 8. Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках.

Иудаистское богослужение оказало большое влияние на формирование чинопоследования литургии в христианстве. Как отмечал А. Мень, и чин Евхаристии, и богатство церковного гимнотворчества имели в качестве образца синагогальную традицию. Ввиду того, что Бог, по иудаистскому вероучению, не имеет образной формы, иконография священные изображения в иудаизме не принята.

Из синагогального убранства можно отметить многосвечники менора, копирующие светильники Иерусалимского храма ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла древние символы Яхве скрижали -каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей Могендовид звезду Давида - шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Происхождение Могендовида до сих пор дискуссионно. Согласно преданию его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израидьско-Иудейского государства.

Изображения людей в иудаизме запрещены. Заключение Как указывал упомянутый выше С. Дубнов, уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного хурбана разрушения до другого - такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные с великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена. Мо мнение заключается в том, что иудаизм как религия вляется составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон.

Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства -рассматривалось как самое страшное наказание.