Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики

Орловский Государственный Университет Реферат на тему Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики Составил студент 203 группы юридического факультета Колесников Александр Орел, 1999 г. Содержание Понятие о гомилетике, как о науке 3 Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики 3 Гомилетика в христианских православных школах 6 Афоризмы митрополита Филарета 7 Список использованной литературы 10 Понятие о гомилетике, как о науке Гомилетика - теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни 1 огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется 2 абсолютное знание предмета 3 доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики 4 высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру 5 тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики Главное качество Гомилета опытность духовная, благоразумие, усердие, молитва Свт. Филарет Значение деятельности святителя Филарета в истории Российской церкви невозможно переоценить и это касается всех без исключения проявлений его многогранной личности.

Но особое место в его жизни и деятельности занимала проповедь Слова Божьего. Дар проповедника - один из первых, отмеченных наставниками будущего святителя, проявил себя уже в самые ранние его годы. Проповедь молодого учителя греческого и еврейского языков Василия Дроздова, едва оставившего ученическую скамью, была опубликована отдельным изданием. Это была честь, которой удостаивались не все иерархи.

К сожалению, святитель, считавший проповедь одним из важнейших пастырских служений, не оставил полной, систематической, законченной теории гомилетики. В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета т.1 мы находим подробный конспект по гомилетике, которую он называл Theologia Homiletica, то есть богословие собеседовательное - написанный им в обобщение своего опыта и как назидание преподавателям духовных училищ, которые ему постоянно приходилось инспектировать.

Гомилетику святитель определяет, как наставление употреблять слово Божие в научениях для назидания церкви. И эта идея о необходимости назидания церкви, народа Божьего была центральной в жизни святителя и проявлялась многогранно в его заботе о переводе Библии на русский язык, в написании Пространного катехизиса, в преподавательской деятельности и, конечно, в проповеди.

Хотелось бы особое внимание обратить на такую черту проповеднического таланта святителя, как пастырская мудрость, которая не давала ему, блестяще владевшему словом, поддаваться всякого рода ораторским искушениям и прелестям, не давала ему отрываться от требований жизни, но быть чутким к духовному состоянию паствы. Но при этом святитель никогда не угождал чьим-то вкусам и мнениям. Единственное, что может быть материалом проповеди, согласно Филарету - это догматы или вера православная и строгое нравственное учение.

Известно, что митрополит не одобрял мелочных тем, а так называемые популярные проповеди, а тем более нападки в церковной прессе которыми очень грешат наши современные православные газеты назывались им несветлою стороной духовной литературы. И как бы предвидя современное состояние нашей духовной прессы он писал обличительная и спорная литература не должна забывать, апостольского наставления аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдите же да не друг от друга исстреблени будете. Очень современно звучат и слова святителя Филарета о том, что желающие христианского наставления не находят, где получить оное. Равнодушные к нему не привлекаются и не возбуждаются Грубое же незнание ведет к грубым порокам.

Хотя в его время проповедь была в явном пренебрежении и даже в начале 60-х годов XIX века считалась иными анахроизмом См. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г митрополит Филарет считал ее важной частью богослужения.

В 1865 году в письме к викарию еп. можайскому Савве он замечает Если время не благоприятствует протяженному слову и краткое может принести пользу. Народ наш еще не довольно настроен к напряженному и продолжительному вниманию краткое, близкое к разумению их сердцу слово он берет и, не роняя, уносит. Поэтому такое большое значение придавал святитель научению проповеди Упражнение воспитанников духовных училищ в сочинении слов церковных, для снискания в сем навыка, должно быть продолжаемо через все время учения богословского.

Очень интересны и некоторые советы святителя Филарета, даваемые им в рецензиях на проповеди. Например, в отношении проповеди политического содержания он писал Безопаснее, надежнее и сообразнее с долгом проповедника работать на своем поле и говорить о вере и нравственности. В письме священнику, увлекшемуся обличениями святитель писал учить в обличать нужно без точного указания на лица, ибо те, которые приметят, что им наносятся удар, сомнительно, вразумятся ли, или только прогневаются.

От неумеренности в обличениях может родиться в сердцах слушателей раздражительность, которая закладывает ухо сердца их. Во время холеры святитель наставлял надлежит касаться сего предмета таким образом, что не приводить опасностию в упадок духа народа, но побуждать, дабы молитвою и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога Многие современники и исследователи наследия митрополита Филарета отмечали остроту его слова.

В связи с этим интересен пример его отзыва на проповедь диакона, сказавшего такую фразу многие лежат на мху беспечности и остаются на кочках лености. На что митрополит наложил такую резолюцию Подтвердить диакону, чтобы он не лежал более на мху беспечности и на кочках лености а сочиняя проповеди заблаговременно, предоставлял их цензору, дабы находящийся в них мох и кочки можно было выдрать сохою здравой критики. О даре же собеседовательного богословия самого святителя можно судить по изданным еще при его жизни пяти томам слов и речей, а также по многим другим изданиям, как правило, посвященным его отмеченным особой благодатью проповедям.

Думаю, что в отношении языка святителя Филарета более бы подошло не слово красота, но роскошь, как выражение его надутилитарности, превыспренности. Подобно тому, как прекрасны и в то же время не утилитарны священнические облачения, как превышает функциональность или полезность красота храмов. И поэтому неизмерима наша благодарность его современникам, в том числе из представителей духовенства, оценившим и с любовью сохранившим для нас его слово.

Гомилетика в христианских православных школах

Изучение методов и принципов экзегетической подготовки к проповеди, си... Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студен... 4. Учение о проповеди и методах изложения, часть 2. Риторика. Изучение основ ораторского искусства.

Афоризмы митрополита Филарета

Афоризмы митрополита Филарета. Входить в спор всегда - нежелательно, и особенно, когда неправый может... Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда гонят а когда еще ... Представляют богатство, а живость изображения закрывают Радуюсь с вами... Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лу...

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г.