рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вероучение и религиозная философия

Вероучение и религиозная философия - раздел Религия, Религии мира как предмет познания Вероучение И Религиозная Философия. В Большинстве Пособий, Посвящённых Религи...

Вероучение и религиозная философия. В большинстве пособий, посвящённых религиям, основные вероучительные вопросы рассматриваются под рубрикой религиозная философия. Однако, хотя настоящее пособие своим главным предметом имеет именно вероучения, его нельзя назвать пособием по религиозной философии.

Уже раздавались голоса, критиковавшие словосочетание религиозная философия например, бельгийский философ Фернанд Ван Стеенберген. По сути дела, нынешнее употребление этого словосочетания лишает его всякого смысла.

Возникают сразу два вопроса во-первых, какую философию можно назвать религиозной, а какую нет, во-вторых, чем религиозная философия отличается от богословия? Наиболее распространённое мнение отвечает сразу на оба этих вопроса религиозная философия, это свободное философствование с религиозных позиций от философии оно вообще отличается, стало быть, религиозными позициями философов, а от богословия - большей свободой от этих позиций.

Противоречие налицо. Нельзя быть более или менее свободным от религиозных позиций - можно либо придерживаться их, либо от них отказываться и переходить на другие позиции. Следовательно, религиозная философия должна совпадать с богословием? Оказывается, нет, т. к. у богословия есть собственные правила, по которым, в частности, нельзя, как это любят философы, пытаться доказывать то, что уже не требует доказательств.

Ведь доказывать нечто, значит подвергать это сомнению, что недопустимо в отношении основ веры. Религиозные философы на самом деле глубоко верят в то, что они доказывают, но не могут удержаться от доказательств в силу своих профессиональных склонностей. Вот чем различаются религиозная философия и богословие - богословие лишь толкует известные основоположения веры, тогда как религиозная философия их как бы заново устанавливает.

Однако совершенно ясно, что разница между толкованием и переустановлением совершенно туманна и так же зыбка. Разве толкование - не доказательство, и разве доказательство - не толкование? Эта разница практически неуловима и может быть отнесена исключительно на счёт цеховых предрассудков. Но так же, как религиозная философия не может отделить себя от богословия, она не может отделить себя и от общего потока философии. Если главным отличием религиозной философии от какой-то иной философии являются религиозные позиции, защищаемые и развиваемые философом, то подавляющая часть мировой философии является именно религиозной и лишь какая-то совершенно её незначительная часть является иррелигиозной и стоит практически в стороне от общего историко-философского процесса.

Разве Кант, Гегель и Шеллинг, каждый по-своему, не защищали и не развивали отдельные положения христианства и христианство в целом и не были при этом искренне верующими людьми? Чем гегелевская философия менее религиозна, чем философия Оригена, Григория Нисского, Фомы Аквинского или Павла Флоренского? Может быть, а можно сказать, что Гегель в чём-то нарушил чистоту догмы, но тогда его философия еретична, что отнюдь не делает её менее религиозной.

Нагарджуна, Шанкара, Чжуанзцы, Умашвати, Василид, аль-Газали и Маймонид также прочно стояли на своих религиозных позициях, осмысляли эти позиции, защищали, систематизировали, развивали и толковали их. То же самое можно сказать, например, и о Платоне с Аристотелем, которые признавали авторитет традиционных религиозных представлений Древней Греции и пытались их обосновать и развить.

Значит, почти вся история мировой философии - это история религиозной философии, за пределами которой стоят только те вольнодумцы, которые вышли даже за пределы ереси, то есть атеисты. Атеизм можно понимать двояко. В широком смысле - это отрицание существования каких - то ни было сверхъестественных существ, включая языческих богов и Бога теизма в узком смысле - это отрицание существования одного только Бога теизма, т. е. живого и всемогущего единоличного и безраздельного властелина вселенной.

Если понимать атеизм в узком смысле, то в разряд атеистической попадает религиозная философия буддизма, джайнизма, синтоизма, а также стоицизм, неоплатонизм и т. д. Вновь противоречия с одной стороны, философию языческих религий действительно нельзя объединить с теологическими поисками, характерными, например, для религиозной философии и богословия иудаизма, христианства и ислама, но с другой - ведь буддийская философия по определению должна считаться религиозной.

Очевидно, что узкое понимание атеизма не годится и следует употребить широкое. Но остаётся непонятным, как к одному и тому же классу может относиться, например, христианское богословие и конфуцианская философия. А дело в том, что богословие так же может пониматься двояко в качестве учения о теистическом иудаистском, христианском, исламском и т. п. Боге узкий смысл и в качестве учения о божественном как таковом в различных его проявлениях широкий смысл. В широком смысле богословие трактуется издревле Платон и Аристотель, например, называет богословами Гомера и Гесиода, рассказывавших истории о языческих богах. В этом случае религиозная философия и богословие вновь соединяются в единый поток, включая в себя размышления о божественном и отношении к человеческому в христианстве, синтоизме, иудаизме, даосизме и т. д. Однако, теперь в разряд богословия попадает и атеизм.

Ведь атеизм - это тоже учение о божественном.

Для того, чтобы отрицать божественное, атеизм должен выделить его, разработать его понятие, заняться критикой других учений о божественном, выяснить возможную связь между божественным и человеческим и, в конце концов, поставить на место божественного нечто иное. А если атеизм - это лишь особая разновидность богословия, значит, атеистическая философия есть философия религиозная. В самом деле, ведь, например, марксистские философы очень твёрдо стояли на своих позициях и зачастую считали невозможным ставить под сомнение целый ряд основоположений марксизма.

Таким образом, вся философия оказывается религиозной и словосочетание религиозная философия полностью теряет свой смысл. Это бы ещё ничего, однако, в этом случае теряет смысл и выделение богословия из философии. Однако богословие - это не просто размышление о божественном, а это целый институт, служащий определённым целям. Если мы не можем отличить философствования от богословствования, то мы можем, по крайней мере, отличить философа от богослова.

Философ занимается поиском новых решений пусть в некоторых случаях и на основе старых, авторитетных, когда как богослов занимается исключительно толкованием системы установившихся религиозных догматов, не стремясь ни к чему иному. Их главное и чёткое различия не в способе мышления, но в его целях. Если марксист не ищет ничего нового, но лишь интерпретирует и кодифицирует основоположения марксизма, которые, по его мнению, не могут и не должны быть изменены, он такой же богослов, как его протестантский коллега, о чём говорили, кстати, и сами основатели марксизма. Таким образом, есть философия и богословие.

Философия - это свободный поиск новых решений, с каких бы позиций он не вёлся, а богословие - это толкование и развитие наличной системы вероучения с целью это вероучение укрепить, не выходя за его пределы. А как же религиозная философия ? Если понимать богословие исключительно широко, то места для религиозной философии нет. Однако, если наряду с широким пониманием употребить и узкое, то богословие как учение о божественном может подразделяться на собственно богословие, или богословие в узком смысле т. е. учение о теистическом Боге, и на религиозную философию, куда входят системы толкования и развития вероучений нетеистических религий.

Религиозная философия, таким образом, вообще выводится за рамки философии и становится научной фикцией, обозначающей осмысление и развитие догматов нетеистических религий к ней теперь относится и даосская философия, и марксистская идеология в отличие марксистской философии, и философия буддизма, и учение орфиков и т. д. Всякое вероучение, сталкиваясь с другими вероучениями или с проблемными для себя историческими ситуациями, нуждается в апологии и развитии.

Богословие в теизме и религиозная философия в других религиях являются плодом этих тенденций. В пределах богословских и религиозно-философских систем достигается не только придельная систематизация вероучительных вопросов, но раскрывается число всевозможных тонкостей и нюансов веры, разрабатываются способы полемики с конкурирующими вероучениями и т. п. Эта часть религии, таким образом, составляет весьма специфический предмет, требующий особой подготовки и глубокого проникновения в суть вероучения той или иной религии.

К сожалению, в большинстве работ, посвящающих свои разделы религиозной философии, данные обстоятельства игнорируются либо неподготовленному читателю, преследующему ознакомительные цели, вместо основ стазу же подают изысканные тонкости, либо за эти тонкости выдают элементарные основы вероучения.

РЕЛИГИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ. Выполнение религией функции смыслополагания всегда связано с построением некоей обобщённой картины мира, служащей ориентиром для жизненной стратегии человека. Такая картина мира иногда определяется как мировоззрение. Можно ли отождествить вероучение и мировоззрение верующего? По-видимому, нет. Дело в том, что мировоззрение всегда осознанно, оно формируется как сознательный взгляд на мир, как сложная жизненная позиция, тогда как вера часто является естественной, спонтанной, безотчётной, неосознанной.

В мировоззрение могут входить всевозможные общественные, политические, космологические и прочие убеждения, которые не только не входят в вероучения, но даже могут и не предопределяться им. Мировоззрение может влиять на жизнь человека, но зачастую может оставаться лишь собранием отвлечённых взглядов, без которых человек вполне может обойтись тогда как вера почти всегда есть единственное, что позволяет ему жить, страдать и действовать.

Можно встретить человека без мировоззрения, но нет человека без веры в тот или иной смысл его жизни. Человек может думать и фантазировать о себе и о своей жизни всё, что угодно, однако для того, чтобы думать и фантазировать, ему нужно тратить очень много сил, которых у него крайне мало. Тратить же силы человек не может, если он не видит в этом смысла, т. е. если он не верит в смысл своих усилий, в том числе интеллектуальных, эмоциональных и духовных усилий, связанных с построением того или иного мировоззрения.

Как основа жизни вера присутствует в человеке задолго до того, как он получает возможность задуматься о своей жизни и сформировать какое-либо мировоззрение. Тот факт, что, придавая смысл человеческой жизни, религия определённым образом оправдывает различные формы деятельности людей, даёт повод отождествлять религию и идеологию. Однако, по всей видимости, религия относится к идеологии на уровне общества так же, как к мировоззрению на уровне индивида.

Первостепенная задача идеологии состоит в том, чтобы оправдывать общественно значимые действия тех или иных групп людей. В выполнении этой задачи создатели соответствующей системы оправданий - идеологи - должны обращаться к высшим ценностям, разделяемым всем обществом, в котором та или иная группа собирается действовать. Такие ценности, естественно, восходят именно к господствующему вероучению. Глупо было бы Муссолини в Италии апеллировать к авторитету Вед, а Мао в Китае - к библейским десяти заповедям, напротив, Муссолини формирует фашистскую идеологию, опираясь на господствующие в его стране религиозные и секулярные вероучения, а Мао развивает коммунистическую идеологию, апеллируя не только непосредственно к идеям Маркса, Энгельса и Ленина, но и основополагающим мыслям Конфуция и Лао-Цзы. Однако идеология только использует вероучения, но не совпадает с ними. Для идеологии нет необходимости в соблюдении чистоты вероучения, в неуклонном следовании ему она преследует совсем другие задачи и для их достижения не брезгует никакими средствами, вбирая в свою структуру любые сколько-нибудь популярные концепции, даже если они противоречат друг другу.

В этом проявляется иррациональный момент идеологии, тогда как вероучение всегда рационально, поскольку оно не может указывать одному человеку исключающие друг друга жизненные пути. Идеологи же всегда ориентирована на группу людей, она должна рассказать обществу, почему эта группа берёт на себя инициативу и действует именно так, а не иначе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религии мира как предмет познания

Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и… Наверно только в наше время, после перестройки , можно сказать, что всё стало… И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вероучение и религиозная философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. Чтобы рассматривать религию, необходимо вычленить её из общей системы культуры, отделить от других, близких к ней культурных составляющих. Для этого нужно рассмотреть пр

Религия и история
Религия и история. которая также распадается на два вопроса 1 существует ли влияние религии на историю или истории на религию? 2 как возможна история религии и что может сделать историческая наука

Религия и философия
Религия и философия. Бесспорно, что первичные сведения о той или иной религии мы получаем именно благодаря истории, филологии, археологии, этнографии, социологии, психологии, искусствоведению с дан

Религия и мораль
Религия и мораль. Большая путаница существует у нас понятиями мораль, нравственность и этика. Часто почему-то говорят о морально-нравственных или морально-этических принципах, проблемах и т. п. Нел

Религия и мифология
Религия и мифология. Поначалу так называемая мифологическая школа не ставила вопроса о соотношении религии и мифологии в прямой форме, так как религией в то время считались лишь сложные вероучения

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ. Религии представляют собой огромное и, на первый взгляд, беспорядочное многообразие. Чтобы ориентироваться в нём, было придумано несколько способов классификации рел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги