Религия и мораль

Религия и мораль. Большая путаница существует у нас понятиями мораль, нравственность и этика. Часто почему-то говорят о морально-нравственных или морально-этических принципах, проблемах и т. п. Нелепость таких выражений чувствуется сразу, однако это не избавляет от необходимости выяснения составляющих их терминов.

В качестве философской дисциплины, занимающаяся проблемами нравственности, этика представляет собой не что иное, как рефлексию морали.

Как и всякая рефлексия, рефлексия морали связана с кризисом предмета рефлексирования, т. е. в данном случае с кризисом морали. Этика может возникнуть только тогда, когда мораль перестаёт действовать и нуждается в сознательном корректировании. Этика, таким образом, не совпадает с моралью она является учением о морали, ставящим под сомнение и отрицающим одни принципы и обосновывающим другие.

Справедливо будет сказать, что всякая религия в момент своего возникновения и борьбы с другой религией, вырабатывает собственную этику, т. е. систематизированную рефлексию собственных нравственных ценностей и императивов. В сущности, мораль чрезвычайно трудно отделить от религии, поскольку каждая религия имеет собственную мораль. Достаточно давней является возрождённая недавно одним неудачным политическим деятелем теория общечеловеческих ценностей. На самом деле только они, если бы они существовали, могли бы наполнить конкретным содержанием понятие морали вне религии.

Существует конфуцианская, христианская, коммунистическая мораль, но трудно уловить просто одну мораль, мораль как таковую. Можно лишь выделить отдельные моральные принципы, общие для нескольких религий. Например, золотое правило морали не делай другим того, чего себе не желаешь признано в большинстве религий, однако этим принципом нельзя исчерпывать мораль, т. к. человек желает и не желает себе разного в разных моральных системах.

Итак, по сути, общечеловеческая моральная ценность одна - это золотое правило нравственности, или, как его назвал Кант категорический императив. Если считать, что именно это положение является центром морали, от которого производны все остальные моральные нормы, то можно говорить об общечеловеческой морали. Однако если так не считать, то говорить можно только о морали конкретных религий или секулярных учений религиозного характера.

Вместе с тем, на Западе принято определять те поведенческие императивы, которые расходятся с христианской моралью, аморальными. С этой точки зрения, например, индивидуалистическая мораль, является аморальной. Противоречие здесь связано с двойным значением термина мораль. Если понимать мораль как любую систему требований к поведению, независимо от содержания этих требований, то можно говорить о нигилистической или нацистской морали, если же в качестве моральных принимать только те требования, которые говорят о той или иной форме ограничения и самопожертвования ради других людей, то мораль становится надконфессиональной.

Но для разграничения этих двух значений в русском языке существует ещё слово нравственность, наиболее подходящее для обозначения последнего феномена. В таком случае мораль как любая система требований к поведению жёстко привязана к конкретным вероучениям, нравственность же, по сути, безотносительна к религии различные религии могут лишь предполагать нравственное содержание своей морали, но могут и не делать этого.