Религия и мифология

Религия и мифология. Поначалу так называемая мифологическая школа не ставила вопроса о соотношении религии и мифологии в прямой форме, так как религией в то время считались лишь сложные вероучения - иудаизм, христианство, ислам и т. п мифология же рассматривалась как древняя поэзия. При этом сторонники мифологической школы не ограничивали мифологию в этом понимании от древних или религиозных народных верований.

Американский этнограф Д. Бринтон подчёркивал тесную связь мифологии и религии, считая, что сама мифология по существу религиозна. По его мнению, не религия происходит из мифологии, а мифология из религии. С конца 19 в. предпринимаются попытки отграничить религию от мифологии. Делается это по двум полярным мотивам с одной стороны, освободить религию от компрометирующих её мифологических представлений, характеризуемых как вульгарная фантастика, с другой, освободить мифологию, понимаемую как свободный творческий полёт народного духа, от тенденциозных и ограничивающих творчество религиозных догм. Так, Ф. Джевонс писал, что миф - это не религия и не источник религии, но первобытная философия, наука, а частью художественный вымысел религия может только отбирать мифы, отбрасывая то, что с ней несовместимо.

Настойчивее всего пытались размежевать религию и мифологию сторонники теории прамонотеизма - Э. Лэнг, В. Шмидт и их последователи. Они видели свою главную задачу в том, чтобы представить религию как чисто моральное мировоззрение, лишённое низменных, грубо мифологических мотивов, и освободить от таких мотивов в особенности первобытную религию, состоявшую будто бы в почитании Бога - творца.

Основоположник теории прамонотеизма Э. Лэнг писал о двух течениях - религиозном и мифическом в религии религиозное течение даже у дикарей свободно от магических обычаев умилостивления духов, мифологическое же полно магии, обмана. В. Шмидт, глава венской школы старался доказать, что мифологические элементы в религии представляют собой поздние наслоения, лишь затемняющие, загрязняющие первоначальный образ небесного единого Бога - образ, по его мнению, возвышенный, нравственно чистый, лишённый в начале всяких мифологических черт. Мифология представляет собой систему сюжетов, иллюстрирующих те или иные вероучительные положения.

Эти сюжеты могут присутствовать в любой религии, хотя любая религия может без них и обойтись, они могут основываться как на чистом вымысле, так и на реальных событиях.

Например, сюжет о жизни Будды является иллюстрацией буддийского вероучения, которое таким образом становиться более доступным для основной массы простых верующих, чем систематизированная доктрина. Для исследователя буддизма не имеет значения, соответствует рассказ о жизни Будды реальности или нет - всё равно этот рассказ считается мифом о Будде, т. к. он иллюстрирует буддийское учение. Если какой-то рассказ не связан с каким-либо вероучением, он не может считаться мифом каким бы фантастичным он ни был. Такой рассказ может считаться легендой, сказкой, произведением фантастической литературы и т. п но не мифом.

Мифология есть порождение религиозных представлений, демонстрация религиозных мыслей на примере специальных сюжетов.