рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное

Работа сделанна в 1996 году

Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное - Реферат, раздел Религия, - 1996 год - Масонство в России Первая Половина Царствования Императрицы Екатерины Ii Масонство Нравоучительн...

Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное. Кратковременное царствование Петра III , хотя и было весьма благоприятным для распространения масонства, не могло ещ, однако, дать надлежащей почвы для широкого развития масонских идей в русском обществе.

Новый император, благоговевший перед Фридрихом, в подражание последнему оказывал явное покровительство вольному каменщичеству он даже подарил дом ложе Постоянства в Петербурге и, по преданию, сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме.

Но это обстоятельство не способствовало широкому распространению ордена, так как для этого не было ещ самого важного и необходимого условия не было ещ русской интеллигенции, объединнными общими духовными интересами, которые едва только намечались в конце предшествующего царствования и были ещ лишены более или менее серьзного образовательного фундамента. Мощным толчком к развитию русской интеллигентной мысли послужило начало царствования Императрицы Екатерины II. Русская общественная мысль в Екатерининское время значительно быстрее двинулась вперд по пути естественного примирения безыскусственного религиозного идеализма Московской Руси с новыми веяниями просветительной эпохи, нашедшей себе отзвук в реформированной России это примирение легко могло найти для себя точку опоры на почве увлечения религиозно- нравственным содержанием масонского учения, и мы видели уже кое-какие признаки этой возможности ещ в конце предыдущего царствования.

Но вместе с тем развитие ордена вольных каменщиков шло у нас медленно масонству недоставало прочной организации, так как не было тогда и не могло ещ быть среди русских людей энергичных фанатиков масонской идеи, которые использовали бы е сообразно с пробудившимися потребностями национального сознания самые потребности были ещ в зародыше. Вот почему будущие столпы русского масонства, вроде Елагина, не видели и могли видеть - 8 - тогда в учении ордена ничего притягательного.

Для того, чтобы масонство получило широкое распространение, чтобы оно могло сделаться тем русским общественным движением, каким мы увидим его впоследствии, прежде всего нужен был факт образования первой русской интеллигенции, а для этого будущим е представителям предстоял ещ серьзный подготовительный искус, им пришлось ещ пережить глубокое внутреннее потрясение, испытать ужасное состояние душевного раздвоения и страданий от утраты былой душевной цельности только тогда они вновь обратятся к забытому масонству, чтобы в учении ордена найти спасение от терзавших их сомнений и душевных мук. Этим искусом было для русского общества насажднное руками просвещнной императрицы с необычайной быстротой охватившее широкие общественные круги.

Как направление скептическое, вольтерианство не могло быть прочным в это время пробуждающейся русской мысли она только ещ начинала жить и тем самым не могла направиться сразу по пути разрушительного отрицания.

Поэтому вольтерианство XVIII века, неожиданно прервавшее естественный ход общественной мысли, было только легко привившейся модой.

Это было, хотя и поверхностным, но тревожным явлением, которое способствовало широкому общественному развращению. Глубокое сознание общественной опасности и необходимости серьзной борьбы с тлетворным влиянием вольтерианства и послужило той почвой, которая породила первые кружки русской интеллигенции, а роль главного е орудия в этой борьбе сыграло масонство.

Вот с этого момента масонство в России становится русским масонством, несмотря на его иноземное происхождение и на иноземные формы даже содержание его было чужим, но оно было согрето русским духом проснувшегося национального самосознания и потому может быть по всей справедливости названо первым идеалистическим течением русской общественной мысли.

В этом, кажется мне, и заключается огромная важность нашего масонского движения в XVIII веке. В течении почти десяти лет от начала нового царствования масонство развивается сравнительно медленно, хотя и заметны кое-какие признаки стремления к более прочной организации ордена путм сношений с Германией так, основанная в 1762 году ложа Счастливого Согласия получила признание и покровительство со стороны берлинской ложи. В это время почти везде проникли в Европу так называемые высшие степени, и это движение немедленно отразилось в России.

Непосредственно после водворения в Германии тамплеерства, немецкая е форма под именем Строгого наблюдения, была введена и в Петербурге. Высшие степени этой системы, с их рыцарскими одеяниями и украшениями, пользовались среди русского дворянства большим успехом. Но среди лучшей части русской интеллигенции Строгое Наблюдение вызывало - 9 - совершенно отрицательное отношение. Поэтому ложи, принадлежавшие к тамплеерской системе, нередко вырождались в шумные праздненства.

Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем так называемых Елагинской и Циннендорфской шведско-берлинской работали в это время в первых трх степенях иоановского или символического масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны работали над очищением от пороков греховного человека.

Такая масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных чтений западно-европейской скептической мысли. Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Но скоро обществу Елагинской системы пришлось встретиться и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой Циннендорфской или, точнее и правильнее, шведско-берлинской системой. Таким образом, в начале семидесятых годов в России сразу появляются две прочных масонских организации, которые немедленно вступают между собой в борьбу за преобладающее влияние в стране.

Это соперничество сразу оказалось для одной из сторон немецкой совершенно непосильным. Поэтому немецкой ложе ничего не оставалось делать как обратиться к Елагину. А так как отношение братьев Елагинского общества к масонству не было достаточно серьзным, то Елагин легко поддался убеждениям Рейхеля, главы немецкой ложи, соблазнившись обещаниями последнего снабдить его истинными актами, в которых так нуждался Елагин для своих работ и которых страстно жаждало его масонское сердце.

Как бы то ни было, но Рейхель блестяще выполнил свой план 3 сентября 1776 года состоялось соединение Рейхелевских и Елагинских лож, при чм Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе.

Рейхелю казалось, что в Россию снова возвращается счастливый век Астреи, но его надеждам не суждено было сбыться, и главенство шведско-берлинской системы в России оказалось крайне непродолжительным. Соединение Елагинских и Рейхелевских лож не прошло без трений, в среде подчиннных им братьев произошл раскол, который повл затем к новым исканиям истинного масонства и к подчинению русских лож Швеции. Но дни шведско-берлинской системы были сочтены. Вскоре, из Берлина была прислана бумага, в которой выражалось желание учредить новую Великую Национальную ложу в Петербурге.

Елагин, повидимому, быстро разочаровался в этой системе и, вероятно, в течение ближайших лет вернулся к английскому масонству. Дальнейшая судьба Елагинских лож неизвестна до самого их закрытия в 1784 - 10 - г. По рассказу масона Л ра, русские ложи в этот период времени работали совершенно беспрепятственно, но в 1784 г по неизвестным причинам, работы Елагинских лож были приостановлены по желанию провинциального гроссмейстера и с согласия членов лож, но без приказания со стороны высшего правительства вследствие чего императрица удостоила передать ордену, что она, за добросовестность е членов избегать всяких контактов с заграничными масонами, при настоящих политических отношениях, питает к ним большое уважение.

Елагин восстановил свои работы лишь в 1786 г. и при том на новых основаниях, о которых речь будет ниже. В рассматриваемый мной момент преобладание переходит на сторону новой, шведской системы, циннендорфство же быстро исчезает совсем.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД 1781-1792

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Масонство в России

В особенности это справедливо относительно масонства XVIII века, т.е. как раз того времени, когда оно играло значительную роль в ходе нашего… Наши архивы заключают в себе поэтому множество ритуалов всевозможных масонских… Нельзя и пожалеть и о том, что русскими исследователями совершенно не тронуты до сих пор иностранные масонские архивы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство
Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство. Из сказанного выше вытекает, что масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила, хотя и беспоряд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги