Исход и религиозная революция Моисея

Исход и религиозная революция Моисея. Иудейская историография связывает исход из Египта, где израильтяне были рабами у фараона, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея.

В качестве вождя и пророка Моисей предстает перед нами посланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста неопалимой купины в Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. В текстах сказаний о Моисее Бог именуется уже не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем Яхве. Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне, ведя его в землю Обетованную, но самому ему так и не суждено было вступить в нее. Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай, и там был заключен завет между Богом и народом.

Уже не богоизбранный Авраам, а целый богоизбранный народ. Кульминацией этого события была передача скрижалей с высеченными 10-ю заповедями декалогами Существование Бога Яхве, Запрет на других богов, изготовление и поклонение идолам, Не произноси имя Бога всуе, Соблюдай Субботу, Чти отца и мать, Не убивай, Не прелюбодействуй, Не кради, Не лжесвидетельствуй, Не завидуй ближнему своему.

У самаритян первая заповедь не считается за таковую, а десятой заповедью они считают имеющееся в их Пятикнижии предписание обнародовать Десять Заповедей на священной для них горе Гризим. Сущность завета выражается в словах А вы будете у меня царством священников и народом святым. Согласно завету израильтяне принимают на себя обязанность соблюдать законы, переданные им Моисеем от имени Бога.