рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек и природа

Человек и природа - раздел Религия, Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме Человек И Природа. Проблема Человека В Древнекитайской Философии Возникает Вм...

Человек и природа. Проблема человека в древнекитайской философии возникает вместе с философией и на каждом этапе развития древнекитайского общества решается как проблема развития отношений человека к человеку и человека к природе. Наиболее концентрированно она выражена в поиске мировоззренческо-познавательной позиции людей, в определении места и функций человека в мире и критериев познания себя и природы в исторической взаимосвязи. В древнекитайском философском мировоззрении в решении проблемы человека проявились по преимуществу три тенденции 1. Поиск путей построения гармоничных отношений между природой и человеком как деятельным субъектом, когда духовно-поведенческие образцы жизни воплощаются в избранном идеале человека цзюньцзы в конфуцианстве.

Внутреннее смысловое содержание движения всех сфер природного и человеческого бытия получает внешнее эстетически-чувственное выражение в свойствах человека и его исторической истории. Общество и природа представляются как один огромный дом-семья и космос-государство, живущие по закону природно-человеческой взаимности Жэнь, справедливости-долга И, уважения и любви Сяо и Цы, старших и младших, скрепленных в единство ритуалом-этикетом Ли. 2. Решение проблемы человека с ориентацией на стабильно движущиеся образцы природы, когда идеалом общественного субъекта избирается человек природного естества Цзы жань шен жень мудрец-человек в даосизме.

Социальная, телесная и духовная сущность человека выражается в надобщественных, природных образах и смыслах.

Жизнь человека строится в гармонии с живыми ритмами природы. Человек понимается как вечная духовно-телесная сущность, живущая по законам Дао-Дэ. 3. Третий способ решения проблемы совмещает в себе возможности первого и второго. Идея общественного субъекта усматривается в самосознательной личности, гармонически сочетающей в себе простоту и правду естества Цзы жань и человеческой учености ши цзюньцзы и он же шэн жэнь мудрец-человек. Его поведение есть гармонизация природных и социальных ритмов, материальное и духовное уравновешивание космоса и природы.

Закон жизни природно-человеческая гармония чувств и мыслей. Раннее конфуцианство, даосизм и легизм в период хаоса Поднебесной ставили одну и ту же задачу отыскать пути к установлению гармонии между природой и человеком. В конфуцианстве сосредоточие поисковых интересов падает на самосознательного субъекта, который соблюдает ритуальную общественную и природную традицию и следует в поведении и истории заветам преждерожденных.

Сознание здесь движется от природы к человеку, от закрепленного в природных ритмах постоянства прошлого к настоящему. В даосизме поисковый интерес обращен на природу, сознание движется от человека к природе. Человеческий субъект здесь телом и душой доверяет Синь-природе и отождествляет себя с ней. В легизме центр тяжести приходится на субъекта, организующего жизнь общества и природы по закону Фа сознание сосредоточено в центре столкновения природной и человеческой норм жизни.

В указанных направлениях древнекитайской философии антропологическая проблематика тесно связана с природой, на теле которой объективируются все человеческие смыслы жизни. Более того, при всеобщем оживотворении, одухотворении и очеловечении природы последняя воспринимается как субъект и прямой участник истории. Под этим лежат глубокие экономические обоснования почти полная зависимость китайской сельскохозяйственной общины от природы. Вследствие этого в сознании древних китайцев природа превалирует над человеком. Кроме того, исходные теоретические начала конфуцианства, даосизма и легизма восходят ко времени непосредственного отождествления человека с природной вещью родовое общество, что также наложило отпечаток на философский стиль мышления.

В результате учения о человеке в древнекитайском мировоззрении принимают форму учений о природе, из материала которой в буквальном смысле вылепливаются антропоморфный контур человека искусство, морально-правовой символ нравственность и политика, эталон физической меры древняя наука, категории предельных смыслов бытия философия, например Великий Предел тай цзи в И цзин, модель социальной структуры общества социология, письменный и звуковой языковый характер филология и т.д. Следовательно, при рассмотрении проблемы человека в древнекитайской философии необходимо обращаться к древнекитайской космогонии и космологии, к учениям о происхождении природы и типах ее структурной упорядоченности.

Представление древних китайцев о социально-экономическом, духовном и генетическом тождестве человека и природы подтверждается древнейшими китайскими памятниками, сохранившими представления родовой эпохи.

Обратимся к основным типам структурно-функционального тождества человека и природы, которые являются исходными в проблеме человека в древнекитайском философском самосознании. Субстанциально-генетическое тождество человека и природы передается текстом Шань хай цзин Книга гор и морей.

Этот памятник фиксирует постанимистическую мифологическую традицию, т. е. представления об уже произошедшем в сознании древних китайцев разделении на противоположности тела и духа вещи, что отразилось и в фигуре древнекитайского Первопредка. Он одновременно является духом шень и телом ти. Однако в этих противоположностях видны и более ранние родовые представления А Тождество человека и природы через тождество первопредка с природной вещью. Б Тождество человека и природы через духовное совмещение обликов природной вещи и человека зооанропоморфизм.

В Тождество человека и природы по рождению человека от вещей природы. Г Тождество человека и природы по рождению вещей природы от человека. Д Субстанционально-генетическое тождество человека и природы по принципу порождающей способности. Е Тождество природы и человека по языку. 1 Первоначально, как показывает Шань хай цзин, звуковым языком человека был язык звуков самой природы пение, крик мин и вообще звуки вещей. 2 Смыслы родовой жизни фиксировались во всех свойствах вещей, доступных органам чувств, в том числе и телесных обликах вещей, их отдельных частях и сочетаниях.

Это был ранний письменный язык родового человека. Древний человек не читал этот язык умственным взором, а воспринимал органами чувств, отождествляя себя с ним, и действовал сообразно заложенному в этом телесном образе родовому правилу жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме

Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек и природа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение
Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение. Конфуцианство одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается компромиссное определение конфуцианства

Конфуций о человеке
Конфуций о человеке. Человек Древнекитайский мыслитель Кун-цзы Конфуций 551 479 до н.э. жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государство

Ритуал и воспитание
Ритуал и воспитание. Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет правильным, а человеческое поведение окажется нерегулируемым. Задача воспроиз

Низкий человек и благородный муж
Низкий человек и благородный муж. Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной ие

Гуманность Конфуция
Гуманность Конфуция. Трактуя гуманность как способность разбираться в людях и управлять ими, Конфуций связывает ее проявления с социальной иерархией, с устройством государства. Интерпретируя

Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы
Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы. Практически все выдающиеся мыслители конфуцианцы обращались к рассмотрению человеческой природы, перебрав все возможные варианты ее оценки как до

Современное конфуцианство Чэнь Юланя
Современное конфуцианство Чэнь Юланя. В последующие два века наблюдается упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской оккупацией. Возрождение конфуцианства н

Учение о Едином
Учение о Едином. Философская основа чань о человеке учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющемся вещью. Челов

Учение Чань в искусстве
Учение Чань в искусстве. Представления чань дзэн о человеке и его сущностном единстве с миром оказали серьезное воздействие на искусство стран Дальнего Востока. Особое значение для искусства, наход

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги