Ритуал и воспитание

Ритуал и воспитание. Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их использование не будет правильным, а человеческое поведение окажется нерегулируемым.

Задача воспроизведения норм возлагается на самого человека Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала это и есть человеколюбиеОсуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей Так гуманность связывается с ритуалом, причем человек должен приложить определенные усилия, чтобы преодолеть себя, включиться в систему отношений, регулируемых правилами этикета, и добиться того, чтобы дальше проявлять себя наилучшим образом без дополнительных усилий, то есть стать благородным мужем Цзюнь-цзы. Все это указывает на необходимость воспитания, предусматривающего деятельное участие в нем самого человека, его стремление стать воспитанным.

Но это не означает отказа от ответственности.

Скорее речь идет об уравновешенности того и другого, ибо естественность обеспечивает проявление искренности После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем. Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации общества, Конфуций выводит ритуал из предфилософской мировоззренческой традиции. Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классового общества.

Ритуал как слово, музыка и движение становиться у Конфуция главным способом теоретического и практического воплощения своих идей среди верхов и низов. Осуществляя ритуализацию политики, нравственности, семейных отношений, Конфуций замечает еще одну силу, способствующую успеху Ритуала культ предков. Их имеет каждый из живущих людей. Семейные узы самые крепкие и искренние среди всех прочих отношений. Конфуций и здесь стремиться осуществить ритуализацию, находя в почитании предков как основы политических устоев, так и морали. 4.