рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дом как модель мира

Работа сделанна в 2002 году

Дом как модель мира - Дипломная Работа, раздел Религия, - 2002 год - Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры Дом Как Модель Мира. Исследуя Историю Язычества Древних Славян, Такие Ученые ...

Дом как модель мира. Исследуя историю язычества древних славян, такие ученые как Д.К.Зеленин, П.Г.Богатырев, Б.А.Рыбаков пришли к выводу, что язычество являлось первоосновой не только из духовной жизни, но также и бытовой стороны, социальной и материальной культур, и укоренилось так прочно в славянском сознании, что позже существовала параллельно с христианством на всем протяжении его истории на Руси. Язычество переплеталось с христианскими учениями, дополняя и обогащая картину мира, делая ее более выразительной и яркой.

Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси христианство, принявшее в себе языческие начала, или язычество, поглотившее христианское учение1. Остатки язычества сохранились до наших дней в виде символов и знаков, которые имеют огромное значение и смысл для языческого учения.

Весь мир стал полем действия всеохватывающей символизации и покрылся каменными цветами символов2. Одним из таких знаков или символов язычество является дом. Дом или жилище, как предмет или элемент материальной культуры несет в себе сакральную информацию, зашифрованную в нем самом, в его структуре, отдельных элементах. Современные ученые В.Н.Топоров, А.Л.Топорков, А.К.Байбурин, В.В.Иванов, Т.В.Цивьян посвятили свои труды исследованию данной темы. Они утверждают, что вещи и предметы, создаваемые в традиционных обществах, имели кроме утилитарной, еще и символическую, знаковую функцию.

Основные материалы, из которых изготовлялись необходимые человеку вещи металлы, глина, дерево, шерсть и т. д. обладали особым статусом именно они послужили исходным сырьем для сотворения мира и самого человека3. То есть предметы материальной культуры традиционного общества, в том числе и восточных славян, несли в себе сакральный, мифологический смысл.

Любую вещь можно использовать как собственно вещь, и как знак, символ. Причем символическая часть может пониматься различным образом о каждом предмете, помимо ограниченных сведений, касающихся его физической природы, существовала еще и иное знание знание его символического смысла44 . На основе вышесказанного, А.Л.Топорков выделяет 3 группы предметов с разной степенью символичности к первой относятся утилитарные предметы, минимально используемые в обрядности и не имеющие самостоятельного символического значения, ко второй - утилитарные предметы, используемые в ряде обрядовых действий и имеющие одно или несколько символических значений, к третьей - ритуальные предметы, т. е. Предметы, изготовленные в ходе ритуала или специально для использования в нем 55 . Смыслом языческих знаков как таковых было передать информацию о картине мира, которую представляли себе язычники по-видимому, основным смыслом традиции как раз и является воспроизведение картины мира. Это воспроизводство осуществляется не только с помощью текстов, сколько посредством образцов и моделей, на основе которых любой текст может быть воспроизведен заново 66 . Главный сюжет языческой картины мира - это сотворение мира Богом, отделение Вселенной от Хаоса, который и воспроизводится в ритуалах при изготовлении вещей и предметов быта, а также, самое главное - при строительстве дома. Таким образом, дом выступает как символ самого мира, мира, который создан божеством, в качестве которого выступает человек в процессе строительства.

Поэтому человек должен выполнять соответствующие действия, подобающие статусу божества на время строительства дома. Основные участники технологического процесса - человек принявший на себя функции Бога и стихии огонь, вода, воздух - по сути дела дублируют участников космологического акта творения мира 77 . Таким образом, совершая ритуал, человек приобщается к сакральным силам, становится частью единой системы, участником акта творения.

Ритуальные символы служат чет-то вроде ключа, с помощью которого открывается космос, чтобы через образовавшееся отверстие в мир человека устремились жизненно важные ценности 8 . А.Л.Топорков отмечает, что когда нарушаются ритуальные правила и действия, происходит как бы невыполнение законов сотворения Вселенной, что ведет к сбою в системе Мира. Это, в свою очередь, отражается на социальных отношениях, а также на мире природных стихий 99 . А.К.Байбурин пишет, что правила, по которым был создан мир, легли в основу первобытной технологии.

Схема творения мира и изготовления вещей одна и та же 1 введение пространственных и временных показателей света, тьмы, дня и ночи, верха, низа, неба и земли 2 выбор материала 3 преобразование материала с помощью естественных агентов вода, огонь, воздух 4 оживление созданного 10 . Выполнение этих правил очень четко прослеживается на примере постройки дома у восточных славян, и самого дома, который несет в себе определенную семантическую нагрузку.

То есть, другими словами, человек, строя дом, повторяет действия творца и дублируем процесс создания Вселенной и отделения ее от Хаоса. С появлением жилища мир приобрел те черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаются актуальными и в наше время.

Прежде всего появилась универсальная точка отсчета в пространстве Дом придал миру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболее организованной его части11. Иначе говоря, дом выступает символом границы между упорядоченностью и хаосом, светом и тьмой, устанавливает пространственные отношения верх-низ, земля-небо и т.д. Подтверждением данного утверждения может служить восточнославянский материал например, свадебные причитания, в которых дом невесты показывается как центр своего мира. Дом предстает одновременно как ценность материальная хозяйство, постройки и как ценность духовная, т.е. мир человеческих привязанностей и нравственного воспитания.

Это лоскут семьи.

Свадебные причитания рисуют дом с точки зрения невесты.

Это правильный дом, теплое гнездышка, где девушка-невеста всегда чувствовала себя в безопасности и в которое теперь опасность приходит12. Поэтому, в свадебных причитаниях ясно прослеживается участие дома в оппозиции свое - чужое. В традиционном обществе всегда очень важна эта оппозиция, поскольку в этом случае внутреннее пространство дома наделяется признаками свое - хорошее, безопасное, освоенное, чистое, а внешнее, соответственно чужое - плохое, неосвоенное, опасное, грязное 13 . То, что дом символизирует Вселенную, можно доказать тем фактом, что при строительстве дома восточные славяне совершали жертвоприношение.

Например, Д.К.Зеленин упоминает о жертвоприношениях при закладке фундамента. В языческие времена закладка нового дома явно сопровождалась принесением курицы в жертву домовому, который должен был стать покровителем этого дома 14. По другому поверью, жертвенное животное впоследствии само становится хранителем жилища и семейного счастья 15 . Д.К.Зеленин связывает этот обычай с народными представлениями о том, что каждое строительство совершается на чью-либо голову, т.е. после этого кто-нибудь умрет, освятив тем самым новый дом. Однако А.К.Байбурин объясняет этот обычай, связывая его с символом мирового дерева. Дело в том, что символика дома тесно переплетается с символом мирового дерева, который был распространен у славян, и представлял собой образ Космоса, выделенного из Хаоса. То есть мировое дерево - это дом, а дом - это мировое дерево 16. Д.К.Зеленин упоминал о том, что при строительстве нового дома и в обрядах, сопровождающих его, наблюдается культ растений в землю втыкают или сажают с корнями березу или рябину, а в Центре будущего скотного двора - ель. Эта ель охраняет скот от эпизоотий, от опасности заблудиться в лесу и дает ему здоровье и плодовитость 17 . А.К.Байбурин отмечает, что этот ритуал был связан с жертвоприношением при закладке нового дома это видно уже из того факта, что перед тем, как совершить жертвоприношение, на месте будущего сруба устанавливалось деревце, которое олицетворяло собой мировое дерево. Это объясняется тем, что жертвоприношение должно было совершаться в максимально сакральном месте - центре мира, т.е. возле мирового дерева 118 8. Далее автор поясняет, что мировое дерево призвано обозначить центр - точку развертывания мира из жертва.

Деревце посреди сруба - это одновременно и центр будущего жилища, и центр мира. Как мир в мифологическое время был развернут из тела жертвы, так и дом выводится из жертвы, т.е. жертва является своего рода исходным сакральным материалом 119 9. В связи с этим интересна точка зрения Мирче Элиаде, который напрямую связывает мировое дерево с храмом, алтарем, т.е. с жилищем, домом тоже дерево выступает как символ Оси Мира. Центра Мира, которые в свою очередь являются инструментами сообщения Земля с Небом или с Преисподней.

Это сообщение иногда выражается в образе вселенской колонны, или космической горы. Для христиан вершиной космической горы является Голгофа.

На Руси храмы представляли собой связующее звено между Землей фи Небом, т.е. фактически выполняли ту же функцию, что и мировое дерево или космическая гора 220 0. Эта параллель семантики дома и мирового дерева более всего прослеживается в вертикальной структуре дома, о которой речь пойдет ниже. Таким образом, из всего вышесказанного ясно, что дом в языческом мировоззрении символизирует Вселенную.

Поэтому, строя дом, человек создает себе свою маленькую вселенную, повторяя принцип большой, тем самым подтверждая свой статус образа и подобия божия, который когда-то сотворил мир. Смысл дома, как повторения мира, выражается в самом его существовании как материального объекта.

Согласно текстам космологического содержания, создание дома относится к последним этапам творения мира, его уплотнения и придания ему устойчивой структуры21. Отсюда следует, что восточные славяне приписывали дому сущностные свойства мира и в том числе способность обозначать центр мира. Структура дома повторяет структуру мира и в том смысле, что он сам имеет свой центр, периферию, верх, низ и т.д. 222 2. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры

Актуальность изучения этой темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях перехода России из одного государственного строя в другой,… Для этого нужно изучить исторические корни религии. Дело в том, что язычество… Стоит отметить, что в обыденном сознании утвердилось мнение, что язычество - полный антипод христианства.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дом как модель мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Горизонтальная структура дома
Горизонтальная структура дома. Рассматривая горизонтальную структуру восточнославянского жилища, следует сперва уточнить, что представлял собой традиционный славянский дом. Нужно сказать, что сущес

Семантика дверей и окон
Семантика дверей и окон. Помимо функции определения картины мира, дом выступал олицетворением границы между человеком и внешним миром. Это одна из главных функций дома выделить и ограничить

Вертикальная структура дома
Вертикальная структура дома. Вертикаль жилища делится условно на три части и каждая из них имеет свою символику, смысл и значение. А.К.Байбурин называет это деление трехчастным вертикальная

Примечания
Примечания. Гл. I, 1. 1. Замалеев А. Ф Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л 1991, с. 18-19 2. Иванов С. Магическая семерка Наука и религия. 1990. 2, с.35 3. Бай

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги