Горизонтальная структура дома

Горизонтальная структура дома. Рассматривая горизонтальную структуру восточнославянского жилища, следует сперва уточнить, что представлял собой традиционный славянский дом. Нужно сказать, что существует несколько типов крестьянских жилищ.

Например, И.В.Маковецкий выделяет четыре типа четырехстенная изба шестистенная изба круглый квадратный дом223 3. В это же время Л.Н.Чижикова выделяет 5 типов жилищ по планировке двухкамерное, трехкамерное, пятистенок, крестовик, многокомнатный дом224 4. Но, несмотря на такое разнообразие типов жилищ, в основе планировки всех типов жилья лежала одна и та же мера - бревенчатая клеть квадратной или почти квадратной формы.

Она и составляла основную ячейку жилой архитектуры.

Таким образом, за основу восточнославянского жилища можно взять четырехстенок, или четырехстенную избу. Это наиболее древний тип жилой постройки, например, сибирского крестьянина.

Весьма скромные габариты, ограниченные прямыми, пересекающимися в углах бревнами, обуславливали примитивную планировку внутреннего помещения225 5. Далее следует уточнить, что под горизонтальной структурой дома понимается определенный способ горизонтального структурирования или ориентирования жилого пространства. Кроме представлений о мире, дом и структурирование жилого пространства являются отображением способов ориентации человека в пространстве и времени.

В основе пространственной организации жилища, в частности, его горизонтальной структуры, лежала картина мира восточных славян. Традиционные формы и способы структурирования жилого пространства отражают устойчивый комплекс представлений, связанный с механизмом ориентации в этом мире. Ориентацию можно определить как включение объекта в пространственно-временной континуум или в любую другую систему отношений226 6. Согласно этому определению, дом является своеобразной точкой отсчета в пространстве и времени для человека традиционной культуры.

А.К.Байбурин пишет, что на ранних этапах для человека, наряду с вопросами, связанными с пищей и сном, была очень важна проблема ориентации227 7. Поэтому, ориентируя жилище, человек тем самым связывает его со своими представлениями об организации мира, соотносит его с основными параметрами картины мира. По мере того, как изменялось чисто языческое представление о мироздании, изменялась и структурализация жилища как горизонтальная, мак и вертикальная.

Так например, с угловой структурой печь в углу, стали появляться так называемые диагностические жилища. Кроме того, у казаков существовала куренная модель дома, что тоже, в свою очередь, отражало определенные языческие представления о мире ставка в форме круга курень была связана с языческой символикой солнца и неба и находила отражение в устройстве жилищ кочевников - юртах.

В юртах очаг всегда располагался в центре. Объяснялось это не только чисто практической необходимостью, но и особым значением очага как объединяющего начала, вокруг которого собиралась вся семья. Очаг был домашним святилищем, местом, связанным с богиней Ут у монголов 228 8. Диагональная же структура жилища стала складываться у восточных славян еще в X-XI вв. Главные ее черты - наличие красного переднего, святого угла, расположенного по диагонали от печного устья. Распространение диагональной модели жилищ было связано с изменением религиозно-мифологической картины мира229 9. Таким образом, можно проследить эволюцию структурирования жилого пространства у восточных славян от языческой угловой до христианской диагональной, которая, как считает А.К.Байбурин, являлась символом противопоставления свет - тьма своеобразной осью ориентации жилища является диагональ красный угол - печь. Один ее конец указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью сторону другой печь - соответственно на тьму, на заход, т.е. на языческие символы330 0. Обычно у восточных славян печь находилась на западной стороне дома, а красный угол - на восточной.

Но как отмечает Л.Н.Чижикова местоположение печи было различно в северо- и среднерусских губерниях, а также в Поволжье печь находилась направо или налево от входа с устьем, обращенным к лицевой стороне дома, в южнорусских - у стены против входа устьем или боком к нему, в западнорусских - справа или слева от двери, однако устьем не к лицевой, а к долгой стене дома331 1. Но в независимости от этих вариаций, всегда соблюдалась диагональ печь - красный угол т.е. иконы всегда располагались по диагонали от печного устья. Так, А.К.Байбурин считает, что даже если расположение печи и красного угла не соответствовало западу и востоку, они все равно символизировали эти стороны света, т.е. тьму и свет332 2. В жилище северно-русского и западного типа у торцовой стены дома, а в жилище южнорусского типа - подле двери, по диагонали от печи находился угол, который носил название переднего, красного или святого, т.к. в нем обычно помещались иконы.

Это было наиболее чистое и парадное место в доме333 3. В исследованиях И.В.Маковецкого также можно найти описания расположения печи в доме большая глинобитная печь на деревянном помосте, поставленная у задней стены около двери и устьем повернутая к передним окнам, занимала большую часть избы. По диагонали от печи находился красный угол с божницей и столом334 4. О разных вариантах местоположение печи у восточных славян упоминает также Д.К.Зеленин при входе в комнату справа от двери стоит печь, устье которой обращено к окну, к свету.

Если же печь помещается слева от входа, то русские женщины называют такую комнату изба - непряха335 5. Он также отмечает различие южнорусских домов от всех остальных восточнославянских жилищ угол около двери предназначается не для печи, а для святого угла с иконами.

Печка же помещалась в противоположном углу избы336 6. В диагональной модели дома существовало разделение на мужскую и женскую половины.

Женским местом было место хозяйки возле печи печной угол и пространство от него до противоположной стены считалось местом хозяйки, называемым в различных местах по-разному - бабий кут, куть, середа, теплюшка, чулан337 7. И.В.Маковецкий также отмечает, что место перед устьем печки иногда выделяется в отдельное помещение перегородкой338 8. Эту часть избы обычно отделяли занавеской от остаьлного помещения, либо дощатой перегородкой, как пишет Д.К.Зеленин, и у русских называли чулан, середа, прируб и т.д. Название середа т.е. середина следует считать наследием тех времен, когда печь или очаг ставили в середине жилища339 9. Таким образом, мы видим, что основой горизонтальной структуры дома является диагональ печь - красный угол. От расположения печи зависело положение остальных предметов и элементов интерьера избы центральное место в крестьянской избе занимала большая глинобитная печь, которая не имела дымохода.

Такие курные избы хаты у русских были широко распространены вплоть до конца XIX века. Печь обычно помещалась в одном из углов избы. Около устья был бабий кут, здесь приготовляли пищу. За боковой стеной печи обычно устраивали примост для спанья, а выше его - полати.

По диагонали от печи был красный угол святой, здесь стоял обеденный стол и висели иконы440 0. Подобное соотношение печи и переднего угла - одна из общих и характерных черт восточнославянского жилища.

Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели свое значение. Самым почетным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы.

В праздник, и нередко и в будни, стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами и т.д. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи441 1. Диагонали печь - дом являются результатом религиозно-мифологических воззрений восточных славян и их оформлений картины мира. Именно благодаря этой диагонали ценностная топография жилища становилась предельно ясной место у печи - женское пространство, в красном углу - наиболее почетное и т.д. Благодаря этим ориентирам человек оказывается постоянно связанным с внешним миром.

С другой стороны, вся система представлений а внешнем мире таким образом проецируется на внутреннее пространство жилища442 2. В ее основе, как считает, А.К.Байбурин, создают совершенно другую картину мира, характеризующуюся постоянным противопоставлением добра и зла, иначе называемой двоеверием религиозно-мифологический способ видения мира с его четко разработанной дихотомией бог - дьявол, свет - тьма и т.п. закрепил и, насколько было возможно, использовал эту пространственную антитезу, что выразилось в противопоставлении языческому центру жилища, каковым осознавалась печь - второго центра, христианского красного, или божьего угла. Другими словами, противопоставление печь - красный угол явилось своего рода материальным воплощением русского двоеверия в структуре жилища443 3. 3.