рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семантика дверей и окон

Работа сделанна в 2002 году

Семантика дверей и окон - Дипломная Работа, раздел Религия, - 2002 год - Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры Семантика Дверей И Окон. Помимо Функции Определения Картины Мира, Дом Выступа...

Семантика дверей и окон. Помимо функции определения картины мира, дом выступал олицетворением границы между человеком и внешним миром.

Это одна из главных функций дома выделить и ограничить в макрокосмосе безопасное пространство, создать микрокосмос.

Однако необходимое условие жизни человека - контакты с внешним миром, и в доме, следовательно, должно быть отверстие для входа и выхода. Абсолютно герметичный дом является неправильным, поскольку из него нет выхода это гроб, могила в русском языке связь - противопоставление дом домовина в него только входят, но не выходят - македонская загадка о гробе беленый дом без двери и окна - могила в албанской загадке 444 4. Т.е. наличие стен, окон, дверей у дома предполагает, в одной стороны, отделение от внешнего мира, а с другой стороны, оставляет возможность сообщения с ним. Семиотическое значение входа и окон очень велико.

Наличие входа и выхода - необходимое условие для сохранения домом своего статуса445 5. Особенность символики дверей и окон объясняется тем, что содержание, приписываемое им как граничным объектам, осложняется их специфическим назначением обеспечивать проницаемость границ.

А.К.Байбурин выделяет два вида связи дома с внешним миром - регламентированную вход выход через дверь и нерегламентированную через окно, дымоход и т. д. 446 6. В восточнославянском фольклоре родильном, свадебном, похоронном очень часто встречаются упоминания о дверях и окнах. Например, в родильных обрядах окно играет очень важную роль судьбу, предопределенную новорожденному, повитуха видит в окно дома, где происходят роды. Осуществление контактов с внешним миром через окно маркирует общение с миром сверхъестественного, поскольку окно в обрядовой практике противопоставлено двери в качестве нерегламентированного входа выхода жилища447 7. Окно использовали в обрядах окликания младенцев, а также при лечении младенческих заболеваний У сестры родилась двойня.

Мальчик никак в себя не приходил.

Бабушка его окликала в окно. Дитя положили неживого на лавке. Баба вышла на улицу и через окно звала по именам Иван, Фома - разные имена. Богу молилась, а сама окликала, пока на Яшу не пошевелил пальчиками на ручках. Так и стал Яшей 448 8. В этой связи интересна зафиксированная в ряде районов России практика лечения младенческих болезней, в которой окно становится центром. Вокруг него разворачивается вся процедура лечения. От сушца покупают через окно Бабушка испекла большой бублик, вынула одни глазок из окна и установила против него бублик.

А я пошла на двор с дитем и протягиваю его через окно и через бублик. Так три раза. Читаю Отче наш. После застановили окно доской 449 9. Связь новорожденный - окно - судьба - бог прослеживается в русском поверье Как только народится человек, то Господь тотчас велит прорубить в небе окошечко и посадить к нему ангела наблюдать за делами и поступками новорожденного в продолжение всей его жизни ангел смотрит и записывает в книгу, а людям кажется, что то звезда светится.

А когда человек умрет - окно запирается и звезда исчезает 550 0. Мотив этот столь устойчив, что в частично измененном виде перенесен в современность в сочетании с сюжетом о судьбе Про судьбу только знаю, что ее можно на окне прочитать. Даже сейчас в роддоме, когда рожаешь, нужно на окно глядеть, дитя родится, а в этот миг на окне будет написано, какая судьба дитю 551 1. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что в особых случаях окно становится как бы глазом в потусторонний мир и символизирует связь этого мира с тем. Но нужно сказать, что использование окна в качестве такого же хода как и дверь, проницаемость окон для человека, птиц, животных, считались нежелательными и опасными.

Через окно осуществляется символическая связь с миром мертвых. Такая связь окон с идеей смерти становится более понятной, если учесть этимологию слова окно окъно - око, древне-исл. vindauga ветровой глаз, window англ. и т.д. и представлении о смерти как закрывании глаз552 2. В восточнославянском фольклоре существуют представления о том, что птицы, принося вести из мира мертвых, садятся на окно или стучатся в него. Покойные родители в образе птиц предсказывают будущее невесты в семье жениха через окно и т.д. 553 3. В поминальных обрядах и стихах окно тоже используется как связь с миром мертвых.

Только в поминальных обрядах главные действующие лица не люди внутри дома, а души покойных, которые приходят с небес и смотрят снаружи внутрь помещения - дома, хаты или горенки.

Им как бы нужно общение с родными и знание, что помины были проведены правильно. Душа стремится через окно проникнуть в дом и сесть на кут, однако делает это только с разрешения родных554 4. Таким образом, в окна дома, где поминают, смотрят только снаружи и пользуются им как нерегламентированным входом и для визуального контакта. Накрытый стол для помин и родня за столом - это то, что видно душе в окно снаружи и что составляет основные элементы дома как места поминания555 5. Функция окна как глаза дома связана не только с темой смерти, но и с проникновением во внешнее пространство дававшая возможность оставаться во внутреннем.

Человек может проникнуть во внешний мир, оставаясь в безопасности. Окно обеспечивает визуальный контакт, который иногда оценивается как более предпочтительный по сравнению с прямым контактом556 6. Поэтому связь с внешним миром имеет специфический характер окна связывают жилище не только с остальным миром, а с миром космических явлений и процессов, таких как солнце луна, стороны света, ландшафт, чередование света и тьмы, дня и ночи, зимы и лета и т.п. Другими словами, символика окна определяется не только противопоставлениями внешнего внутреннему, но и оппозицией видимый невидимый, причем особая роль отводится солнцу, свету и тьме как активным явлениям, которым окна обязаны своим существованием557 7. В свадебных обрядах и фольклоре окно также занимает определенное место невеста и ее подруги смотрят в окно, связывая движение обряда с движением солнца.

Бывшая невеста в образе птицы может появиться на окне родительского дома, или наоборот, мать в образе птицы может навестить дочь в новой семье.

Родственники невесты наблюдают в окно за невестой, когда она идет в гости, в баню или из бани, невеста смотрит в окно ожидая гостей и т.д. 558 8. Помимо окон очень важное семиотическое значение имели дверь, вход, порог, крыльцо. В восточнославянском фольклоре, особенно в свадебном и похоронном, очень часто встречаются упоминания о дверях.

Двери детально описываются в свадебных причитаниях. У дверей - дубовых, крепких, полотняных, щитовых - вереюшки золоченые, гвоздочки шеломчатые, ободеринки дубовые или хрустальные, петельки шелковые, порожки кленовые, пята точеная. У дверей стоят придверники, притворнички, сторожа сторожатели. Однако двери в свадебных причитаниях не закрываются, а отворяются и не являются преградой на пути жениха559 9. Существует также множество текстов с сюжетами проникновения или бегства через окно, дымоход, с одной стороны, а также ритуальная практика - вывоз гроба с покойником через окно. При этом особое значение придается запорам, которые призваны регламентировать связь с внешним миром660 0. Следует сказать, что входу и порогу всегда приписывали магические свойства.

Порог всегда соотносился с культом предков и потусторонним миром мертвых всем действиям у входа выхода приписывается высокая степень семиотичности. Самая простая их интерпретация связана с пространственно-временным противопоставлением начало - конец пребывания в жилище, под которым в этом случае понимается особый мир с определенной системой правил661 1. В системе языческой обрядности вход выход и порог занимают свое место, и в разных обрядах символизируют различные состояния человека вход и выход - начало и конец приобретают особый смысл во время свадьбы, в родинах, и похоронах, когда в первом случае маркируется начало жизни человека, его приобщение к дому, а во втором случае конец жизни, прощание с домом662 2. По представлениям восточных славян порог связан с потусторонним миром мертвых, следствием чего и явилось в древности захоронение под порогом отголосок обычая захоронения под порогом отмечен у многих народов.

Вероятно, в связи с этим обычаем, порог соотносится с культом предков.

Захоронения у порога дома еще больше усилили представления о том, что сразу за под порогом начинается не просто иной мир, но мир мертвых663 3. Одним из символов границы и переходного состояния в доме является крыльцо.

Крыльцо - это часть горизонтальной структуры дома, приграничный элемент дома, оно, с одной стороны, находится снаружи дома, а с другой стороны, является его неотъемлемой частью, поэтому тоже несет на себе некоторый семантический груз. Крыльцо - прежде всего место контактов здесь можно получить вести мак, мать выходит на крыльцо, чтобы послушать, как на чужой дальней стороне кукует ее дочь - кукушечка с крыльца мать и дочь-невеста обращаются к отсутствующему родственнику - сыну и брату, служащему в армии.

Крыльцо, как и окно, может быть местом контакта с покойными родителями на крыльцо невеста выходит, чтобы позвать в дом покойного отца, от которого она хочет получить благословение664 4. В свадебных обрядах крыльцо символизирует последнюю преграду на пути жениха к невесте, начало пути невесты из родительского дома, прощание с красотой тоже происходит на крыльце на крыльцо невеста выходит с распущенными волосами после расплетения косы перед баней на крыльце родители встречают свою дочь после бани665 5. Делая вывод, можно сказать, что окна и двери в восточнославянской традиции имели особую семантику границ дома, обеспечивали их проницаемость и контакт с внешним миром, а также миром потусторонним в особые моменты жизни родах, свадьбе, похоронах и использовались также в качестве регламентированного и нерегламентированного входа в различных обрядах, и в этом качестве упоминаются в фольклоре. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры

Актуальность изучения этой темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях перехода России из одного государственного строя в другой,… Для этого нужно изучить исторические корни религии. Дело в том, что язычество… Стоит отметить, что в обыденном сознании утвердилось мнение, что язычество - полный антипод христианства.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семантика дверей и окон

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дом как модель мира
Дом как модель мира. Исследуя историю язычества древних славян, такие ученые как Д.К.Зеленин, П.Г.Богатырев, Б.А.Рыбаков пришли к выводу, что язычество являлось первоосновой не только из духовной ж

Горизонтальная структура дома
Горизонтальная структура дома. Рассматривая горизонтальную структуру восточнославянского жилища, следует сперва уточнить, что представлял собой традиционный славянский дом. Нужно сказать, что сущес

Вертикальная структура дома
Вертикальная структура дома. Вертикаль жилища делится условно на три части и каждая из них имеет свою символику, смысл и значение. А.К.Байбурин называет это деление трехчастным вертикальная

Примечания
Примечания. Гл. I, 1. 1. Замалеев А. Ф Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л 1991, с. 18-19 2. Иванов С. Магическая семерка Наука и религия. 1990. 2, с.35 3. Бай

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги