Семантика дверей и окон

Семантика дверей и окон. Помимо функции определения картины мира, дом выступал олицетворением границы между человеком и внешним миром.

Это одна из главных функций дома выделить и ограничить в макрокосмосе безопасное пространство, создать микрокосмос.

Однако необходимое условие жизни человека - контакты с внешним миром, и в доме, следовательно, должно быть отверстие для входа и выхода. Абсолютно герметичный дом является неправильным, поскольку из него нет выхода это гроб, могила в русском языке связь - противопоставление дом домовина в него только входят, но не выходят - македонская загадка о гробе беленый дом без двери и окна - могила в албанской загадке 444 4. Т.е. наличие стен, окон, дверей у дома предполагает, в одной стороны, отделение от внешнего мира, а с другой стороны, оставляет возможность сообщения с ним. Семиотическое значение входа и окон очень велико.

Наличие входа и выхода - необходимое условие для сохранения домом своего статуса445 5. Особенность символики дверей и окон объясняется тем, что содержание, приписываемое им как граничным объектам, осложняется их специфическим назначением обеспечивать проницаемость границ.

А.К.Байбурин выделяет два вида связи дома с внешним миром - регламентированную вход выход через дверь и нерегламентированную через окно, дымоход и т. д. 446 6. В восточнославянском фольклоре родильном, свадебном, похоронном очень часто встречаются упоминания о дверях и окнах. Например, в родильных обрядах окно играет очень важную роль судьбу, предопределенную новорожденному, повитуха видит в окно дома, где происходят роды. Осуществление контактов с внешним миром через окно маркирует общение с миром сверхъестественного, поскольку окно в обрядовой практике противопоставлено двери в качестве нерегламентированного входа выхода жилища447 7. Окно использовали в обрядах окликания младенцев, а также при лечении младенческих заболеваний У сестры родилась двойня.

Мальчик никак в себя не приходил.

Бабушка его окликала в окно. Дитя положили неживого на лавке. Баба вышла на улицу и через окно звала по именам Иван, Фома - разные имена. Богу молилась, а сама окликала, пока на Яшу не пошевелил пальчиками на ручках. Так и стал Яшей 448 8. В этой связи интересна зафиксированная в ряде районов России практика лечения младенческих болезней, в которой окно становится центром. Вокруг него разворачивается вся процедура лечения. От сушца покупают через окно Бабушка испекла большой бублик, вынула одни глазок из окна и установила против него бублик.

А я пошла на двор с дитем и протягиваю его через окно и через бублик. Так три раза. Читаю Отче наш. После застановили окно доской 449 9. Связь новорожденный - окно - судьба - бог прослеживается в русском поверье Как только народится человек, то Господь тотчас велит прорубить в небе окошечко и посадить к нему ангела наблюдать за делами и поступками новорожденного в продолжение всей его жизни ангел смотрит и записывает в книгу, а людям кажется, что то звезда светится.

А когда человек умрет - окно запирается и звезда исчезает 550 0. Мотив этот столь устойчив, что в частично измененном виде перенесен в современность в сочетании с сюжетом о судьбе Про судьбу только знаю, что ее можно на окне прочитать. Даже сейчас в роддоме, когда рожаешь, нужно на окно глядеть, дитя родится, а в этот миг на окне будет написано, какая судьба дитю 551 1. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что в особых случаях окно становится как бы глазом в потусторонний мир и символизирует связь этого мира с тем. Но нужно сказать, что использование окна в качестве такого же хода как и дверь, проницаемость окон для человека, птиц, животных, считались нежелательными и опасными.

Через окно осуществляется символическая связь с миром мертвых. Такая связь окон с идеей смерти становится более понятной, если учесть этимологию слова окно окъно - око, древне-исл. vindauga ветровой глаз, window англ. и т.д. и представлении о смерти как закрывании глаз552 2. В восточнославянском фольклоре существуют представления о том, что птицы, принося вести из мира мертвых, садятся на окно или стучатся в него. Покойные родители в образе птиц предсказывают будущее невесты в семье жениха через окно и т.д. 553 3. В поминальных обрядах и стихах окно тоже используется как связь с миром мертвых.

Только в поминальных обрядах главные действующие лица не люди внутри дома, а души покойных, которые приходят с небес и смотрят снаружи внутрь помещения - дома, хаты или горенки.

Им как бы нужно общение с родными и знание, что помины были проведены правильно. Душа стремится через окно проникнуть в дом и сесть на кут, однако делает это только с разрешения родных554 4. Таким образом, в окна дома, где поминают, смотрят только снаружи и пользуются им как нерегламентированным входом и для визуального контакта. Накрытый стол для помин и родня за столом - это то, что видно душе в окно снаружи и что составляет основные элементы дома как места поминания555 5. Функция окна как глаза дома связана не только с темой смерти, но и с проникновением во внешнее пространство дававшая возможность оставаться во внутреннем.

Человек может проникнуть во внешний мир, оставаясь в безопасности. Окно обеспечивает визуальный контакт, который иногда оценивается как более предпочтительный по сравнению с прямым контактом556 6. Поэтому связь с внешним миром имеет специфический характер окна связывают жилище не только с остальным миром, а с миром космических явлений и процессов, таких как солнце луна, стороны света, ландшафт, чередование света и тьмы, дня и ночи, зимы и лета и т.п. Другими словами, символика окна определяется не только противопоставлениями внешнего внутреннему, но и оппозицией видимый невидимый, причем особая роль отводится солнцу, свету и тьме как активным явлениям, которым окна обязаны своим существованием557 7. В свадебных обрядах и фольклоре окно также занимает определенное место невеста и ее подруги смотрят в окно, связывая движение обряда с движением солнца.

Бывшая невеста в образе птицы может появиться на окне родительского дома, или наоборот, мать в образе птицы может навестить дочь в новой семье.

Родственники невесты наблюдают в окно за невестой, когда она идет в гости, в баню или из бани, невеста смотрит в окно ожидая гостей и т.д. 558 8. Помимо окон очень важное семиотическое значение имели дверь, вход, порог, крыльцо. В восточнославянском фольклоре, особенно в свадебном и похоронном, очень часто встречаются упоминания о дверях.

Двери детально описываются в свадебных причитаниях. У дверей - дубовых, крепких, полотняных, щитовых - вереюшки золоченые, гвоздочки шеломчатые, ободеринки дубовые или хрустальные, петельки шелковые, порожки кленовые, пята точеная. У дверей стоят придверники, притворнички, сторожа сторожатели. Однако двери в свадебных причитаниях не закрываются, а отворяются и не являются преградой на пути жениха559 9. Существует также множество текстов с сюжетами проникновения или бегства через окно, дымоход, с одной стороны, а также ритуальная практика - вывоз гроба с покойником через окно. При этом особое значение придается запорам, которые призваны регламентировать связь с внешним миром660 0. Следует сказать, что входу и порогу всегда приписывали магические свойства.

Порог всегда соотносился с культом предков и потусторонним миром мертвых всем действиям у входа выхода приписывается высокая степень семиотичности. Самая простая их интерпретация связана с пространственно-временным противопоставлением начало - конец пребывания в жилище, под которым в этом случае понимается особый мир с определенной системой правил661 1. В системе языческой обрядности вход выход и порог занимают свое место, и в разных обрядах символизируют различные состояния человека вход и выход - начало и конец приобретают особый смысл во время свадьбы, в родинах, и похоронах, когда в первом случае маркируется начало жизни человека, его приобщение к дому, а во втором случае конец жизни, прощание с домом662 2. По представлениям восточных славян порог связан с потусторонним миром мертвых, следствием чего и явилось в древности захоронение под порогом отголосок обычая захоронения под порогом отмечен у многих народов.

Вероятно, в связи с этим обычаем, порог соотносится с культом предков.

Захоронения у порога дома еще больше усилили представления о том, что сразу за под порогом начинается не просто иной мир, но мир мертвых663 3. Одним из символов границы и переходного состояния в доме является крыльцо.

Крыльцо - это часть горизонтальной структуры дома, приграничный элемент дома, оно, с одной стороны, находится снаружи дома, а с другой стороны, является его неотъемлемой частью, поэтому тоже несет на себе некоторый семантический груз. Крыльцо - прежде всего место контактов здесь можно получить вести мак, мать выходит на крыльцо, чтобы послушать, как на чужой дальней стороне кукует ее дочь - кукушечка с крыльца мать и дочь-невеста обращаются к отсутствующему родственнику - сыну и брату, служащему в армии.

Крыльцо, как и окно, может быть местом контакта с покойными родителями на крыльцо невеста выходит, чтобы позвать в дом покойного отца, от которого она хочет получить благословение664 4. В свадебных обрядах крыльцо символизирует последнюю преграду на пути жениха к невесте, начало пути невесты из родительского дома, прощание с красотой тоже происходит на крыльце на крыльцо невеста выходит с распущенными волосами после расплетения косы перед баней на крыльце родители встречают свою дочь после бани665 5. Делая вывод, можно сказать, что окна и двери в восточнославянской традиции имели особую семантику границ дома, обеспечивали их проницаемость и контакт с внешним миром, а также миром потусторонним в особые моменты жизни родах, свадьбе, похоронах и использовались также в качестве регламентированного и нерегламентированного входа в различных обрядах, и в этом качестве упоминаются в фольклоре. 4.