рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Русской Православной церкви

Работа сделанна в 1998 году

История Русской Православной церкви - Реферат, раздел Религия, - 1998 год - Муниципальная Общеобразовательная Школа 18 Реферат История Русской Православ...

Муниципальная общеобразовательная школа 18 Реферат История Русской Православной церкви. Ученик Русецкий А.А. 1998г. Содержание.Содержание 2 Введение 3 Часть I. Крещение Руси .3 Княгиня Ольга . .4 Крещение Владимира Святославича 5 Организация русской церкви 12 Часть II. Русская православная церковь в средние века .14 Сергий Радонежский 14 Значение преподобного Сергия Радонежского для Руси 17 Митрополит Алексий и святой Стефан Пермский 18 Роль трех святых старцев для русского общества 19 Учреждение патриархии в Москве 21 Европейское влияние на раскол в русской церкви 22 Начало западного влияния .23 Церковный раскол 26 Патриарх Никон 28 Церковные реформы Петра 33 Часть III. Церковь во времена CCCР 34 Живая церковь обновленцы 36 Церковь в годы гражданской и Отечественной войны 38 Патриарх Тихон 39 Заключение 41 Литература 45 Введение. С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России.

Религией была пронизона вся русская культура.

Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования.

Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных богача - государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богадством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах.

Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви. Крещение Руси Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла христианство в качестве государственной религии. В 1988 году тысячелетие этого события широко праздновалось в СССР. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия.

Начало распространения христианства на Руси церковная традиция связывает с именем апостола Андрея Первозванного - одного из учеников Христа, согласно церковному приданию, предпринявшего хождение на Русь ещё в первом веке до нашей эры. Античные авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола в Скифии Государство, объединившее народы Северного Причерноморья во главе со скифами древние племена жившие в Северном Причерноморье Образовалось в четвертом веке до нашей эры. Столица - Неаполь скифский.

Уничтожено готами в третьем веке а русские летописи рассказывают о том, что Андрей Первозванный дошел до киевских гор. Здесь он водрузил крест и предсказал своим ученикам, что на сих горах возсияет благодать Божия и град велик будет с множеством храмов. Далее сказание повествует о посещении Андреем Первозванным места, где позднее возник Новгород.

Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой. Достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к 9 веку. В Окружном послании патриарха Константинопольского Фотия 867 году говорится о крещении русов, незадолго до этого предпринявших поход на Византию. В Русских летописях под 866 год действительно содержится рассказ о походе на Царьград Древнерусское название Константинополя. князей Аскольда и Дира. В связи с этим ряд историков предполагает, что первое крещение на Руси было совершено при этих князьях.

Дальнейшие летописи подтверждают этот факт. Примерно в 944 году в летописях упоминается о заключении договора между Византией и Киевской Русью, в которой в частности упоминается о церкви Ильи, названной главной отсюда следует, что уже в 944 году на Руси было несколько церквей. Известно, что христианкой стала княгиня Ольга - жена князя Игоря. Таким образом, ёще до крещения Руси при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю. Княгиня Ольга. С именем княгини Ольги большинство людей олицетворяет такие исторические факты, как укрепление княжеской власти, подчинение непокорных племен древлян, начало сбора дани с жителей Новгорода, Пскова и т.д. Также княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси за счет умелой и мудрой дипломатии.

И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на свое языческое окружение. Ёе крещение стало не только частным делом благочестивой пожилой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно произошло это событие в Киеве или Константинополе.

Согласно летописи, в середине 50-х гг. десятого столетия она отправилась в Константинополь и там возлюбила свет и оставила тьму, приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями.

Византийский цесарь, прельстившийся красотой и разумом Ольги на самом деле ей было в ту пору около шестидесяти лет, якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, обманула его по ёе просьбе император стал крестным отцом Ольги, что по христианским законам исключало брака между ними. Скорее всего, Ольга была знакома с христианством ёще в Киеве, в ее дружине были христиане, в Константинополь ёе сопровождал киевский священник Григорий.

Однако крещение Ольги именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску получив титул дщери дочери византийского императора, что выделяло ёе среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане.

На византийском императоре все еще лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский престол. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Крещение князя Владимира Святославича. Придя к власти Владимир, первое время пытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна - покровителя князя и дружины, а также идолы Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши - богов солнца и воздушных стихий. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм Единое божество В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам.

Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. Повесть временных лет рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут сразу, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле.

Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое приятное впечатление. Однако не довольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах.

Вернувшись те заявили, что мусульманский закон не добр, что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять где находишься - на земле или на небе. Так по легенде совершился выбор веры. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана история его женитьбы на византийской принцессе Анне. Летопись сообщает о том, что в 988 году Владимир осадил Корсунь Древнерусское название города Херсона. и, взяв его, послал гонцов к императорам Константину и Василию, чтобы сказать им Слышал, что имеете сестру девицу.

Если не отдадите ёе за меня, то сделаю вашей столице то же, что сему городу сделал. Оказавшись в безвыходном положении, византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку по христианским законам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого принявший решение креститься, потребовал, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе.

Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Корсуне. Летописный рассказ дополняют византийские источники. Они сообщают, что император Василий Второй обратился к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, претендовавшего на императорский трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь обещал креститься. Для Византии это было нечто новое, ведь даже сыну германского императора, будущему Оттону второму, было отказано, когда он сватался к греческой принцессе в 968 гуду. Причем тогдашний император Никифор Фока презрительно заявил, что рожденная в пурпуре не может быть женой варвара.

И про договор постепенно стали забывать, кроме князя Владимира, который напомнил о себе, осадив Херсон. Византии пришлось вспомнить о заключенном договоре. Вернувшись из Херсона в Киев, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены на куски.

Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего по Днепру идола от берега пока тот не окажется за порогами Руси. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов. После разгрома языческих идолов князь Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре в 988 году, по другим сведениям это происходило на притоке Днепра - Почайне.

Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам не из Византии, как принято считать, а из Болгарии. Историки заметили, что Византийские летописи умалчивают о таком, казалось бы важном, событии, как крещение Руси. Отсюда они и выдвинули версию, из которой следует, что князь Владимир, стремясь к независимости от Византии, крестился где-то на территории Болгарии, которая имела свое собственное Охридское архиепископство Охрид был столицей Болгарии с 972 года по 1018 год независящее от Рима и Константинополя.

В подтверждение этого факта историки приводят упоминание в русских летописях митрополита Иоанна, который, по их мнению, являлся охридским архиепископом. Также историки указывают на тот факт, что княгиня Анна умерла раньше своего мужа. А летописи рассказывают, что Владимир женился вторично на некой болгарке, которая стала матерью Бориса и Глеба, а также мачехой Ярослава. На мой взгляд, первая гипотеза более правдоподобна, так как имеет больше подтверждений в летописях и исторических фактах.

Итак, история православия берет начало на Руси с 988 года. Что же дало Русскому государству принятие христианства? Значение этого события трудно переоценить, с приходом христианства стало очень быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были переданы русским греческим мастерами.

Но самый главный вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди, поднятие авторитета Руси в международных отношениях, а также с приходом христианства на Руси появилось славянская письменность доступная для всего населения, в тоже время в государствах западной Европы все проходившие богослужения и церковная

Литература

Литература были написаны и зачитывались только на латыни, доступной не всему обществу.

Все эти маленькие нововведения приживались сразу не во всех районах, но постепенно с распространением христианства они стали приживаться. Первые зачатки русской церкви были положены, и её приход был неминуем, хотя, возможно, в этот период у её противников была прекрасная возможность нанести сокрушающий удар. Основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии.

Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс. Но принятие христианства несло с собой не только пользу, но и непредвиденные последствия. Так, например, при крещении Новгорода население встретило посланников Владимира с оружием в руках, заявляя Лучше нам помрети, неже боги наши дати на поругание. Только после того как киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер, Новгородцы запросили мира. Восстания происходили не только в Новгороде, но и в других крупных городах, например восстание в 1024 г в Суздале, происходило во время войны между киевским и тмутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть.

Во главе восстания стояли волхвы. Не смерды, а волхвы выбрали удачное время для восстания. Эта социальная группа была и материально заинтересованной стороной в сохранении прежней религии.

Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа ранненациональной религии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил. Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением, и летописец не считал нужным говорить о ней. Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми же причинами.

Большинство народа шло за волхвами, а не за духовенством, которое защищало интересы знати. Все восстания имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный и антицерковный характер. В большинстве открыто восставших против насаждения христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь.

Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы. В этих событиях необходимо обратить внимание на два момента. Первый заключается в том, что восстания происходили в основном в неславянских землях, где к указанным мотивам присоединилась и борьба за самостоятельность.

Именно с этого времени на Руси начали проявляться одновременно три процесса христианизация, феодализация и колонизация соседних земель. Для второго момента характерно удивительное совпадение дат восстаний со смертью князей или их отсутствием, вызванным феодальными распрями, т.е. в периоды относительного безвластия. Но причины восстаний в XI в. уже глубже. Их начало, как правило, связано с ухудшением экономического положения населения страны, вызванное многолетним голодом.

Между тем, центральное киевское правительство, не обращало внимание на трудности северо-восточных земель и продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную группу - своих идейных врагов церковники обвинили их в колдовстве, в применении вредной земли и потвора, настраивали против них верующих и государство.

Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями. Теперь рассмотрим первые попытки насаждения христианства в Северо-западной Руси. Они натолкнулись на сопротивление народных масс и бояр, группировавшихся вокруг местных князей. Церковные историки считают, что первые христианские храмы здесь возникли уже в 988 г. Рогнеда, сначала насильственно завоеванная Владимиром, а потом отвергнутая им же после его брака с Анной, согласилась немедленно принять христианство и была отправлена в специально построенные для нее в г. Изяславле монастырь и церковь. для нее в г. Изяславле монастырь и церковь.

После выбора Владимиром новой жены она воскликнула Прошу, уневести меня своему Христу и да приму святой, ангельский, иноческий образ. В Северо-западном крае не было ни той верховной знати, какая была в Киеве, ни таких развитых международных связей, которые создавали предпосылки к проникновению христианства. Местная знать еще не ощущала настоятельной потребности в религиозной идеологии и справлялась с народом прежними методами.

Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала, что введение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтому попытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление не только низов, но и местной знати, чьи интересы не мог не учитывать великокняжеский посланник, если он думал оставаться во главе княжества.

Все старшие князья Владимира в 988-990 гг. уже находились во главе княжеств, поэтому во время крещения их не было в Киеве. Удельные князья, представляя интересы своих земель, не могли уже бездумно и автоматически повторить шаг киевского князя, проигнорировавшего мнение дружинников и знати, настороженно воспринимавших любое мероприятие Киева. Владея крупнейшим княжеством Киевской Руси, полоцкий князь Изяслав 988-1001 совершенно не считался с Киевом, вел самостоятельную торговлю с прибалтийскими народами и Германией.

После его смерти, причины которой неизвестны, стал княжить Брячислав. Это произошло вопреки укоренившемуся правилу, по которому Владимир посылал в таких случаях младших сыновей. Брячислав не только не подчинился Киеву, но и начал борьбу с ним за Новгород и, в конце концов, захватил его и разрушил 1021г В пользу того, что процесс христианизации не начинался ни при Изяславе, ни при Брячеславе, свидетельствует как полное отсутствие союзнических связей с Киевом и отсутствие каких-либо сведений о строительстве здесь церквей.

Князь Туровский Святополк 988-1019 имел особые счеты к Владимиру и, видимо, давно мечтал, как и другие князья, отделиться от Киева. В этом уверял, излагая события тех лет, известный деятель церкви Кирилл Туровский. Он специально подчеркивал, что Святополк задумал восстать против отца, но имела место также и попытка Святополка избрать другую веру. Об этом свидетельствует и то, что он подружился с печенегами, находясь у них заложником 1008 , и его брак с дочерью Болеслава 1013 , и то, что с женой на Русь прибыл епископ Рейнберн, который хотел вместе со Святополком ввести здесь католицизм.

Владимир, возмущенный позицией Святополка по отношению к христианству, вызвал его в Киев и вместе с женой и духовником посадил в тюрьму, но польский князь Болеслав двинулся на Киев, освободил зятя и оставил в Киеве Святополка и Владимира. Существует мнение, что Святополк был регентом престарелого князя Владимира.

Это вполне возможно, иначе непонятны условия его пребывания в Киеве после освобождения. После смерти Владимира, как сообщает летопись, Святополк сел в Киеве и созвал киевлян и стал давать им подарки. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья дружинники их были с Борисом. Во время правления Святополка - с 1015 по 1019 г. христианство совсем развивалось на Руси слабо, в летописях так же нет упоминаний о строительстве христианских храмов.

Это подтверждается также летописной характеристикой Святополка, где он назван коварным змеем, окаянным, законопреступником, не знающим бога. Рознь между наследниками за право владеть киевским троном началась еще при жизни Владимира. Больше всех претендовал на трон Ярослав, но Святополк начинает расчищать дорогу к трону не с него, а с самых дальних и молодых претендентов - Бориса, Глеба и Святослава. Борьба за трон была исследована историками без учетов личных мотивов участников междоусобной борьбы, а в контексте борьбы двух партий - прохристианской и языческой.

В Саге об Эймунде излагается история о том, что какой-то князь Ярислейф нанял варяга Эймунда, который убил князя Бурислейфа. Историки считают, что в саге показан Ярослав, который, желая ослабить союз Святополка с Борисом, убивает при помощи варягов последнего. В основе событий 1015 г. лежат не личные притязания сыновей Святослава, а причины политического характера. На Святополка, как на язычника-варвара, были списаны все преступления Ярослава.

Такие возможности появились сразу же после поражения Святополка, не нашедшего поддержки у прохристианской киевской знати, и из-за почти полного отсутствия свидетелей убийства Бориса и Глеба. Святополк, не без участия Ярослава превратился в кровожадного убийцу, окаянного противника христианства, не знающего бога. События 1015 г. показали, что возврата к прежней вере в Киеве не могло быть. Но, тем не менее, и после смерти Святополка Турово-Писская земля не приняла Христианства.

Ее возглавил Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного противника киевской политики. Его сыновья и внуки продолжали заложенную в начале века политику сопротивления христианизации. Полоцкий князь Брячислав Изяславович не часто упоминается в летописях, но о Всеславе 1044-1101 , сыне его, сложены легенды, но критического отношения к Святополку и Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда осуждают за взятие Новгорода 1067 , где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии, увез принадлежности культа и даже колокола.

Скорее всего, это был выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были поборниками новой религии, организовали против Всеслава совместный поход, захватили многие города, перебили население Минска 1067 . В битве на Немиге, как отмечается в Повести временных лет , Всеслав держал бой жестокий и много людей пало, одолели Изяслав, Святослав, Всеволод. Поверив в клятву Ярославовичей крестоцелование, он пришел к ним на переговоры, где был схвачен и отправлен в киевскую тюрьму.

Это можно рассматривать как клятвонарушение, показывающее, что крестоцелование еще не обеспечивало нравственной ответственности. Дальнейшие события разворачивались стремительно на Русь напали половцы. Ярославовичи не смогли организовать оборону Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщего вооруженного отпора. Однако Изяслав отказался вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные бездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себе предводителя в темнице.

Всеслав был объявлен киевским князем. Без сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящей партии. К мероприятиям Всеслава по защите Руси прохристианская организация относилась враждебно, тем не менее, формальная христианизация Руси продолжалась и лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских языческих верований, были обращены - по крайней мере, номинально - в русское православие.

Организация русской церкви

В начале XI века образовались епархии в Новгороде, Чернигове, Переясла... Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Ко вр... Эта сторона деятельности Ярослава не укрылась от глаз исследователей. Но он принял его после того, как скончались его родители и младшие бра... Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром...

Значение преподобного Сергия Радонежского для Руси

Значение преподобного Сергия Радонежского для Руси. Чтобы понять, это давайте рассмотрим русского человека четырнадцатого ... В человеке, который хоть один раз побывал у Сергия, появлялась маленьк... Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и изменяло нап... Вот уже более шести веков, как святой старец покоится в стенах собора ...

Митрополит Алексий и святой Стефан Пермский

Он направился к епископу Коломенскому, который поставил его в сан свящ... После своего великого похода Стефан был назначен епископом Пермской еп... Зимой 1354-1355 года он принимал дела в Киеве, который находился под в... С его путешествием в Орду летописцы связывают одну легенду. Во время войны с Ольгердом митрополит не только был на стороне Московс...

Роль трех святых старцев для русского общества

Устюга, в краю которого новгородская и ростовская колонизация, сливаяс... Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии в... Еще в мрачное время татарского ига, когда ниоткуда не поступал луч над... Но в общем деле каждый из трех деятелей делал свою особую часть. Они н... Все они были объединены единой идеей - идеей возрождения русского наро...

Учреждение патриархии в Москве

Учреждение патриархии в Москве. XVI в. Если в середине XVII в.в составе Русской Православной церкви насчитыва... Со времен первых нормандских князей, призванных на Русь, и до наших дн... Традиционно в книгах по истории, в учебниках раскол рассматривается ли...

Начало западного влияния

Начало западного влияния.

Источник этого влияния - недовольство своей жизнью, своим положением, а это недовольство происходило из затруднения, в котором оказалось московское правительство новой династии и которое отозвалось с большей или меньшей тягостью во всем обществе, во всех его классах. Затруднение состояло в невозможности справиться с насущными потребностями государства при наличных домашних средствах, какие давал существующий порядок, т. е. в сознании необходимости новой перестройки этого порядка, которая дала бы не достававшие государству средства.

Такое затруднение не было новостью, не испытанной в прежнее время необходимость такой перестройки теперь не впервые почувствовалась в московском обществе. Но прежде она не приводила к тому, что случилось теперь. С половины XV в. московское правительство, объединяя Великороссию, все живее чувствовала невозможность справиться с новыми задачами, поставленными этим объединением, при помощи старых удельных средств.

Тогда оно и принялось строить новый государственный порядок, понемногу разваливая удельный. Оно строило этот порядок без чужой помощи, по своему разумению, из материалов, которые давала народная жизнь, руководствуясь опытом и указаниями своего прошлого. Оно еще верило по-прежнему в неиспользованные заветы родной страны, способные стать прочными основами нового порядка. Поэтому эта перестройка только укрепляла авторитет родной старины, поддерживала в строителях сознание своих народных сил, питала национальную самоуверенность.

В XVI в. в русском обществе сложился даже взгляд на объединительницу Русской земли Москву, как на центр и оплот всего православного Востока. Теперь было совсем не то прорывавшаяся во всем несостоятельность существующего порядка и неудача попыток его исправления привели к мысли о недоброкачественности самых оснований этого порядка, заставляли многих думать, что истощился запас творческих сил народа и доморощенного разумения, что старина не даст пригодных уроков для настоящего и потому у нее нечего больше учиться, за нее не для чего больше держаться.

Тогда и начался глубокий перелом в умах в московской правительственной среде и в обществе появляются люди, которых гнетет сомнение, завещала ли старина всю полноту средств, достаточных для дальнейшего благополучного существования они теряют прежнее национальное самодовольство и начинают оглядываться по сторонам, искать указаний и уроков у чужих людей, на Западе, все больше убеждаясь в его превосходстве и в своей собственной отсталости.

Так, на место падающей веры в родную старину и в силы народа приходит уныние, недоверие к своим силам, которое широко растворяет двери иноземному влиянию. Трудно сказать, отчего произошла эта разница в ходе явлений между XVI и XVII вв. Вероятнее всего, разница произошла оттого, что изменилось отношение к западноевропейскому миру. Тогда в XVI и XVII вв. на развалинах феодального порядка создались большие централизованные государства одновременно с этим и народный труд вышел из тесной сферы феодального поземельного хозяйства, в которую он был насильно заключен прежде.

Благодаря географическим открытиям и техническим изобретениям ему открылся широкий простор для деятельности, и он начал усиленно работать на новых поприщах и новым капиталом, городским и торгово-промышленным, который вступил в успешное состязание с капиталом феодальным, землевладельческим.

Оба этих факта, политическая централизация и городской, буржуазный индустриализм, вели за собой значительные успехи, с одной стороны, в развитии техники административной, финансовой и военной, в устройстве постоянных армий, в новой организации налогов, в развитии теорий народного и государственного хозяйства, а с другой - успехи в развитии техники экономической, в создании торговых флотов, в развитии фабричной промышленности, в устройстве торгового сбыта и кредита. Россия не участвовала во всех этих успехах, тратя свои силы и средства на внешнюю оборону и на кормление двора, правительства, привилегированных классов с духовенством включительно, ничего не делавших и неспособных что-либо сделать для экономического и духовного развития народа.

Поэтому в XVII в. она оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в. Итак, западное влияние вышло из чувства национального бессилия, а источником этого бессилия была все очевиднее вскрывавшаяся в войнах, в дипломатических отношениях, в торговом обмене скудность собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими, что вело к сознанию своей отсталости.

Западное влияние, насколько оно воспринималось и проводилось правительством, развивалось довольно последовательно, постепенно расширяя поле своего действия. Эта последовательность исходила из желания, скорее из необходимости для правительства согласовать нужды государства, толкавшие в сторону влияния, с народной психологией и собственной косностью, от него отталкивавшими.

Правительство стало обращаться к иноземцам за содействием, прежде всего для удовлетворения наиболее насущных материальных своих потребностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чем особенно сильно чувствовалась отсталость. Оно брало из-за границы военные, а потом и другие технические усовершенствования нехотя, не заглядывая далеко вперед, в возможные последствия своих начинаний и не допытываясь, какими усилиями западноевропейский ум достиг таких технических успехов и какой взгляд на мироздание и на задачи бытия направлял эти усилия.

Понадобились пушки, ружья, машины, корабли, мастерства. В Москве решили, что все эти предметы безопасны для душевного спасения, и даже обучение всем этим хитростям было признано делом безвредным и безразличным в нравственном отношении ведь и церковный устав допускает в случае нужды отступление от канонических описаний в подробностях ежедневного обихода. Зато в заветной области чувств, понятий, верований, где господствуют высшие, руководящие интересы жизни, решено было не уступать иноземному влиянию ни одной пяди. Потребность в новой науке, встретилась в московском обществе с укоренившейся здесь веками неодолимой антипатией и подозрительностью ко всему, что шло с католического и протестантского Запада.

Едва московское общество отведало плодов этой науки, как им уже начинает владеть тяжелое раздумье, безопасна ли она, не повредит ли чистоте веры и нравов. Это раздумье - второй момент в настроении русских умов XVII в наступивший вслед за недовольством своим положением.

Он также сопровождался чрезвычайно важными последствиями. Церковный раскол. Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского общества от господствующей русской православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона. Раскольники считали себя такими же православными христианами, какими считали себя и церковники.

Старообрядцы, в общем, не расходились с церковниками ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения но они откололись от господствующей церкви, перестали признавать авторитет церковного правительства во имя старой веры, будто бы покинутой этим правительством поэтому их считали не еретиками, а только раскольниками. Раскольники называли церковников никонианами, а себя старообрядцами или староверами, держащимися древнего дониконовского обряда и благочестия.

Если старообрядцы не расходятся с церковниками в догматах, в основах вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви. До патриарха Никона, русское церковное общество было единым и с единым высшим пастырем но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство.

Это были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, т. е. по солнцу от левой руки к правой, обратившись к алтарю, в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры царствию его несть конца, и в духа святого, истинного и животворящего двоение возгласа аллилуия.0. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти.

Со второй половины XVI в когда в Москве началось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и через них распространились по всей России. Таким образом, печатный станок придал новую цену этим местным обрядам и текстуальностям и расширил их употребление.

Некоторые из таких разновидностей внесли в свои издания справщики церковных книг, напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг. Так как вообще текст русских богослужебных книг был неисправен, то преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего управления русской церковью ревностно принялся за устранение этих неисправностей. В 1654 г. он провел на церковном соборе постановление о переиздании церковных книг, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам.

С православного Востока и из разных концов России в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и церковно-славянских исправленные по ним новые издания были разосланы по русским церквям с приказанием отобрать и истребить неисправные книги, старопечатные и старописьменные. Ужаснулись православные русские люди, заглянув в эти ново исправленные книги и не найдя в них ни двуперстия, ни Иисуса, ни других освященных временем обрядов и начертаний они усмотрели в этих новых изданиях новую веру, по которой не спасались древние святые отцы, и прокляли эти книги, как еретические, продолжая совершать служение и молиться по старым книгам.

Московский церковный собор 1666-1667 гг на котором присутствовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву анафему за противление церковной власти и отлучил их от православной церкви, а отлученные перестали признавать отлучившую их иерархию своей церковной властью. С тех пор и раскололось русское церковное общество. По объяснению старообрядцев, церковный раскол произошел от того, что Никон, исправляя богослужебные книги, самовольно отменил двуперстие и другие церковные обряды, составляющие святоотеческое древне православное предание, без которого невозможно спастись, и, когда верные древнему благочестию люди встали за это предание, русская иерархия отлучила их от своей церкви.

Но в таком объяснении не все ясно. А каким образом двуперстие или хождение посолонь сделалось для старообрядцев святоотеческим преданием, без которого невозможно спастись? Каким образом простой церковный обычай, богослужебный обряд или текст мог приобрести такую важность, стать неприкосновенной святыней, догматом? Православные дают более глубокое описание.

Раскол произошел от невежества раскольников, от узкого понимания ими христианской религии, от того, что они не умели отличить в ней существенное от внешнего, содержание от обряда. Но и этот ответ не разрешает всего вопроса.

Положим, известные обряды, освященные преданием, местной стариной, могли получить неподобающее им значение догматов но ведь и авторитет церковной иерархии освящен стариной, и притом не местной, а вселенской, и его признание необходимо для спасения святые отцы не спасались без него, как без двуперстия. Каким образом старообрядцы решили пожертвовать одним церковным постановлением для другого, отважились спасаться без руководства законной иерархии, ими отвергнутой? Но религиозный текст и обряд, как и всякий обряд, и текст с практическим, житейским действием, кроме специально богословского имеет еще общее психологическое значение и с этой стороны, как и всякое житейское, т.е. историческое, явление, может подлежать историческому изучению.

Патриарх Никон. Процесс раскола в русской православной церкви назревал десятки лет. Реформа церкви была неизбежна. Но любое историческое событие реализуется лишь через деяния конкретных исторических личностей, которые силой своего ума, своей воли по праву заслуживают звание великих личностей.

Одной из таких великих и загадочных личностей в истории XVII в. является патриарх Никон. Он родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым образом жизни в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в 47 лет стал всероссийским патриархом.

Из русских людей XVII в. Никон был самым крупным и своеобразным деятелем. В спокойное время в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу.

С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное.

Его поведение в 1650 г. с новгородскими бунтовщиками, которым он дал себя избить, чтобы их образумить, потом во время московского мора 1654 г когда он в отсутствие царя вырвал из заразы его семью, обнаруживает в нем редкую отвагу и самообладание но он легко терялся и выходил из себя из-за житейской мелочи, ежедневного вздора минутное впечатление разрасталось в целое настроение. В самые трудные минуты, им же себе созданные и требовавшие полной работы мысли, он занимался пустяками и готов был из-за пустяков поднять большое шумное дело. Осужденный и сос

– Конец работы –

Используемые теги: История, Русской, православной, Церкви0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Русской Православной церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА "

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 4.
На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 4."

Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви
На сайте allrefs.net читайте: "Вопросы митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и иерархии русской православной церкви"

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА. Том 2.
На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СОВЕРШЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЕ ОТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА. Том 2."

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 5.
На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 5."

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 7.
На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 7."

История Русской Церкви
Испорченность большинства богослужебных книг была бесспорным фактом и поэтому уже Стоглавый собор рекомендовал к употреблению и переписыванию только… Вопрос об обращении к греческим оригиналам в первые десятилетия книгопечатания… Ещ одним стимулом к скорейшему исправлению церковной и обрядовой жизни была концепция Москва - III Рим, согласно…

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 3.
На сайте allrefs.net читайте: "Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 3."

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам