Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека ПЛАН 1. Введение. Что такое человек 2. В чем смысл жизни Постановка проблемы. 3. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. 4. Сколько жить человеку Как жить Во имя чего жить 5. Право на смерть. ВВЕДЕНИЕ. Перед тем как приступить к рассмотрению основного вопроса ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА ознакомимся с некоторыми основными положениями и понятиями данной темы. ЧЕЛОВЕК философские представления о человеке изменялись на всем протяжении истории человеческой мысли.

В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ учение о человеке заключалось в трактовке его как гражданина полиса Аристотель, в проведении дистанции между ним и внешними предметами, благодаря чему создавалась возможность как бы отстраненности его от тех или иных конкретных ситуаций этот мотив особенно силен в философии Платона, где человек понимается как носитель духа, а само духовное начало трактуется как надындивидуальное и безличное.

ХРИСТИАНСТВО, подчеркивая внутреннюю раздвоенность природы человека состоящего из души и тела, видит в нем образ и подобие бога, хотя телесность рассматривается им как источник греховного своеволия. Сделав акцент на внутренних регулятивах переживаниях, совести, якобы обеспечивающих индивиду спасение, христианство построило иерархию добродетелей человека, усматривая их в таких качествах, как смирение, вера, и т.п. Философия ВОЗРОЖДЕНИЯ подчеркивает автономность человека, безграничность его творческих возможностей, видит в нем живую целостность различных сил и способностей.

Человек, понятый как микрокосм, становится в центр всего мироздания макрокосма, причем для этой философии характерны признание совершенства его природы, акцент на гармонии души и тела, на чувственно-эмоциональной его стороне. В философии НОВОГО ВРЕМЕНИ усиливается дуалистическое истолкование природы человека, причем душа отождествляется с сознанием, а тело подчиняется законам природы, в частности механики Декарт. В эпоху ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ФИЛОСОФИИ был сделан вывод о том, что человек может и должен формировать себя сам, создавая культуру и язык теория антропологизма. В немецком идеализме кон. 18 нач. 19 века человек трактуется главным образом как деятельное самосознание.

Столь же абстрактным и неполным было представление о человеке в идеалистической философии 19 20 веков. Акцент в учениях о человеке делался на специфических его особенностях на чувстве Гаман, самоопределении человека в актах выбора Кьеркегор, воле Шопенгауэр, игре жизненных сил Ницше, интуиции Бергсон, инструментальной деятельности Дьюи, переживаниях страха и конечности существования Хайдеггер. Ограниченность учений о человеке философская антропология, экзистенциализм выявляется прежде всего в отвлеченном и одностороннем его понимании, в неумении объяснить особенности его жизнедеятельности как общественного существа.

Марксистское учение о человеке исходит от того, что его сущность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений Маркс. Невозможно понять сущность человека путем фиксации общих всем людям признаков, поскольку в этом случае человек может быть понят как природное существо. Человек связан с природой, однако не только сознание, речь, человеческие эмоции, но даже способность прямохождения он не получает от рождения. Известные случаи воспитания детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может сформироваться вне общества.

Этот мир совокупность общественных отношений не есть нечто внешнее по отношению к человеку, а составляет его сущность, т.е. делает человека общественным существом, формирует все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.п. Чисто физиологические функции человеческого организма преобразуются обществом, испытывают на себе влияние материальной и духовной культуры человечества 2 . ЖИЗНЬ - одна из форм движения материи, возникшая в результате длительного развития природыДиалектико-материалистическому взгляду на жизнь противостоят ложные концепции, в первую очередь механизм и витализм 2. РАССУДОК И РАЗУМ - категории, выражающие определенные способы, ступени мышления. ГУМАНИЗМ - лат. HUMANUS человечный воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению.

Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии. Она продиктована научно-технической революцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и новым, трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в 20 столетии.

Она задается возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни. Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в комплексном исследовании учавствуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека, выявить ее системообразующее ядро тенденция философских исследований 60 80 х годов.

В чем смысл жизни Постановка проблемы

Каждый человек рано или поздно задается вопросом о конечности своего и... Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственных кате... Принимая материалистическое мировоззрение, человек делает трудный шаг,... Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался ... Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительн...

Сколько жить человеку Как жить Во имя чего жить

Сколько жить человеку Как жить Во имя чего жить. Этот подход, разумеется, не дает окончательных решений, пригодных для ... В 13 показана научная несостоятельность возрождающихся в связи с успех... Когда процесс смерти находится под не личностным контролем, тогда прав... Острота и актуальность этого вопроса обусловлены и получающей все боле...

ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в философию.

В 2-х частях. 1898 год. С. 219-220, с. 247-258. 2. Краткий словарь по философии. Под. Общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. Москва, 1979 год. C. 59-60, с. 88, с. 269-270, с. 366-368. 3. Маркс К Энгельс Ф Соч Том 42, с. 119. 4. Там же, с 93 5. Толстой Л.Н Полн. Собр. Соч. Москва, 1950 год, том 35, с. 161. 6. То же , 1957 год, том 23, с. 29. 7. То же, 1936 год, том 26, с. 369. 8. То же, том 23, с. 402. 9. То же, том 26, с. 413. 10. Там же, с. 415. 11. Соловьев В.С. Соч. в 2 томах, 1988 год, том 1, с. 281, 283. 12. Курцмен Дж Гордон Ф. Да сгинет смерть Победа над старением и продление человеческой жизни.

Москва, 1982 год, с.14. 13. Неговский В.Ф. Вторая жизнь. Москва, 1983 год.