рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианские праздники в Москве

Христианские праздники в Москве - раздел Религия, Христианские Праздники В Москве Содержание Вступление 2 Рождественские Святки...

Христианские праздники в москве Содержание Вступление 2 Рождественские святки 3 Крещение 6 Широкая масленица 8 Вербное воскресенье и шествие на осляти 11 Пасха 14 Благовещение 15 Семик честной 15 Троица 17 Иван Купала 18 Заключение 19 Используемая литература 21 Умели русские лиди работать, умели и отдыхать. Делу - время, потехе - час так еще в старину говорили наши предки.

Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности и средневековье привлекали тысячи праздных зрителей. Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и после петровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.

В XVIII - XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы, которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля и назывались царским днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария. Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица.

В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки так называлось праздничное время от Рождества до Крещения проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику Георгию Победоносцу - покровителю града Московского - проходил в церкви, построенной в его честь в Царицино. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал престол престольный праздник, благодаря чему появилась пословица В Москве каждый день - праздник Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки.

Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год. Рождественские святки Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года. Зимой жизнь, казалось, замедлялась.

Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок. На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира. Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя Ночь перед Рождеством.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении Светлана Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали Снег пололи под окном Слушали кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны Расстилали белый плат И под чашей пели в лад Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви.

Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. Снег полоть - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. Кормили счетным курицу зерном и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели ярый воск топили.

По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии если похоже на церковь - к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти. Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели в лад песенки подблюдны. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться Робко в зеркало глядит За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни.

На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это Наша-то Коляда Ни мала, ни велика, Она в дверь не лезет И в окно не шлет, Не ломай, не гибай, Весь пирог подавай После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

В рождественские дни дети занимались также славлением ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки. Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски хари ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, циганами, солдатами, различными животными.

Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились как могли кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

Крещение Один из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения Господня. Крещение от слова крест в старославянском и русском текстах Священого Писания соответствует греческому баптисма погружение. Ритуальное омовение знают многие народы. Вода - универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.

В Священном Писании слово крещение впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя Предтеча, последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. Крещение, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них. Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен.

Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать путь к богу начинается с очистительного покаяния. Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына. На этот большой христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельству поляка Маскевича, побывавшего в Москве в начале XVII в в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.

С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. По сторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь.

Завидя государя, народ падал на колени и бил ему челом. Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора начинался крестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход - многочисленное духовенство митрополиты, архиепископы и епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.

Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатных кафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах - ведь дело происходило в январе. Около двенадцати стряпчих несли царские вещи посох, шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие предметы.

Сам царь выходил в полном парадном облачении при всех монарших регалиях на голове - венец, на груди - крест, в руке - скипетр. Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под руки два стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь возвращался во дворец после окончания праздника. На Москве-реке, напротив Тайницких ворот, заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали иордань - расписной деревянный ящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, иордань украшали изображения четырех евангелистов, а внутри - сцена Крещения Господня.

Рядом с иорданью, под шатрами, устраивали места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами, увенчанными золотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и огораживали металлической решеткой. По берегу реки вдоль кремлевской стены выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки. Все свободное пространство заполняли толпы народа.

Как только царь и патриарх усаживались на свои места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал крест в иордань, а затем святой водой кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом и поздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне, духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядке возвращялся в Успенский собор на молебен.

Широкая масленица

Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встре... Название праздника - Масленица - не случайно. В церковных книгах Масле... Один из способов борьбы назывался московским - это, когда один из бойц... Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие... Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в...

Вербное воскресенье и шествие на осляти

Спустя некоторое время царь и патриарх выходили из Покровского собора ... Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней Надев лучшие свои наря... Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая ста... По народным поверьям, купальная ночь - таинственное время деревья пере... Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, ус...

литература Рябцев Ю.С. История русской культуры XI - XVII веков М. 1997 г. Бабашов Г.М Михайлова О.И. Популярное москвоведение от древнейших времен до эпохи Петра М. 1997 г. Бабашов Г.М Михайлова О.И. Популярное москвоведение от эпохи Петра до эпохи войн и революций М. 1997 г. Александров Ю.Н. Московская старина воспоминания москвичей прошлого столетия М. 1989 г. Детская энциклопедия История России от древних славян до Петра Великого т.5 М. 1995 г. Детская энциклопедия Религии мира т.6, ч.1 и ч.2 М. Аванта 1996 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Христианские, Праздники, Москве0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианские праздники в Москве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Христианские праздники в Москве
Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства,… В XVIII - XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы, которые… В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы.…

Происхождение, языческий и христианский смысл праздника Масленица. Главные обряды и обычаи, названия дней масленичной недели
Масленица — единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью.В православии он стал называться «сырной» или… Это зависит от восприятия празднующего. Праздник стал именоваться "Масленица"… Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед…

Нравственные аспекты журналистского видения мира в работах А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и А.С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург"
Одобренные таковою слабостью, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдалённые родственники временщика с жадностию пользовались кратким его… Время Емельяна Пугачёва, потрясшего до основания абсолютистское государство и… Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же…

Тюрьмы Москвы
Жилая зона - ряды стандартных двухэтажных корпусов, которые отличаются от рабочих общежитий на воле, только непомерно большими, на 25-30 человек,… В 1922г все места заключения переходят в ведомость Наркомата Внутренних Дел. С… За это время она не изменилась ни внешне, ни внутренне. С тех далёких времён она не пережила ни одного капитального…

Программа прикладного социологического исследования на тему "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве"
Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Объект исследования и его конкретизация: Сформулированной выше проблеме в качестве объекта исследования соответствуют…

Спортивные сооружения Москвы
Лужники В апреле 1955 года Лужниковская излучина Москвы-реки, где прежде размещались склады, амбары, бараки, одноэтажные деревянные домики, пустыри… Строительство завершилось в короткие сроки: за 1955-1956 годы. Но к… В самом центре подковы Лужников находится Большая спортивная арена, а по ее сторонам располагаются Малая спортивная…

Симеон Полоцкий и начало латинского влияния на духовное просвещение в Москве
По своему складу ума, как пишет проф. Знаменский ─ «это был человек живой и красноречивый, усердный собиратель чужих мнений, ходячая… Он был приближен к царской семье и стал незаменимым воспитателем цесаревича … Надо отдать должное игумену Симеону он всегда радел о необходимости научного образования, так в слове на Рождество…

Москва - III Рим, а четвертому не бывать
Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между: принятием православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической… Если бы тогда была принята латинская вера (т. е католичество) , то Русь как… Православная церковь не дала распасться русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига.…

Экономическое возвышение Москвы и борьба за объединение русских земель. Образование общерусского государства и его роль в развитие экономики в конце XV в.
II период (2 пол. XIV-50 гг. XV вв.) Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг. XIV в. разгромило своих основных противников:… Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. Москва встаёт во главе борьбы против…

Тюрьмы Москвы
Многократновоспетые в блатных песнях нары , ушли в прошлое. Осужденные спят на обычныхкроватях с панцирными сетками. Тут же, в жилой зоне, клуб,… В 1922г все местазаключения переходят в ведомость Наркомата Внутренних Дел. С… За это время она не измениласьни внешне, ни внутренне. С тех дал ких врем н она не пережила ни одногокапитального…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве" Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного социологического исследования, для создания более благоприятных условий для развития… Сбор и обобщение предложений юзеров и потенциальных пользователей всемирной… Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе с юзерами всемирной компьютерной сети Internet со стороны…
  • Автомобильные "пробки" в Москве Получается "заколдованный круг", в котором при решении одной проблемы уменьшается проблематичность другой. Цепочка ДТП - "пробка" - ДТП влечет за собой также загрязнение окружающей… Число блокировок уличного движения растет высокими темпами, и эти темпы ускоряют свой рост. Необходимо немедленное…
  • 850-летие Москвы: страницы истории Эта дата - повод вспомнить славный исторический путь России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в поселении под названием Москва… Этому маленькому городку на берегу реки предстояло сыграть исключительно… В этот критический для Руси период в междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться люди русские, покидавшие свои…
  • Всеобъемлющая мировоззренческая система, основанная на христианской догматике о "Нераздельно и неслиянно" Вместе с тем, выдвигаются глубоко практические соображения в указанных сферах, вносящие вклад в ответ на извечный русский вопрос: "Что делать? ".… IV. О значении проекта для города Костромы В истории философии всегда… Учитывая, что весь мировой опыт - 2 ещё также показывает и на невозможность дать заранее правильно в этом оценку (что…
  • Христианская мораль Вот почему все, что так или иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретает громадное практическое значение. Религиозная… Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это… Особенности христианской морали Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о…