рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика мусульманского права

Работа сделанна в 1997 году

Общая характеристика мусульманского права - Реферат, раздел Религия, - 1997 год - Возникновение ислама. Шариат и его основные источники Общая Характеристика Мусульманского Права. Шариат Мусульманское Право ...

Общая характеристика мусульманского права.

Шариат мусульманское право органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны мусульманских священных преданий, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права5 стр. 495. Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.

Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть фикх вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль.

В результате нормы шариата правила, предписания, с одной стороны, регулировали общественные человеческие отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом ибадат. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл - обязательные рекомендуемые дозволенные предосительные, но не влекущие за собой применения накзания - запрещенные и подлежащие наказанию.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию.

Так, одна из этих школ джабариты вообще отрицала свободу воли человека 6стр. 417,418. Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение Терпение, ведь Аллах с терпеливыми 8.48. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас 4.62. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с предствлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу.

Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.6стр.419. Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки.

Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных напрвлений в исламе соответсвующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением суннизм возникло и другое направление - шиизм 6 стр.419. 3. Источники мусульманского права.

Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых кратко остановлюсь. 3.1. Коран. Важнейшим источником шариата считается Коран от араб. ал-куран - чтение вслух, назидание - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране пложения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе 644-656г.г Коран предписывает арабам покинуть обычаи отцов в пользу правил, установленных исламом.

В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом Итак, мы ниспослали его как арабский судебник 2.165-166. Коран состоит из 14 глав сур, расчлененных на 6219 стихов стихов аята. Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые в основном это правила, относящиеся к браку и семье, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей 6 стр.420. Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями.

Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях стр.420,421. Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие священная война.

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом.

Когда еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров клятву мужей, т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью. Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных.

Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте и в священном месте воздайте им тем же Сура 11, 186-1902стр.189. 3.2. Сунна. Другим авторитетным и обзательным для всех мусульман источником права была Сунна священное предание, состоящая из многочисленных рассказов хадисов о суждениях и поступках самого Мухаммада.

В хадисах также можно встьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари умер в 870 г Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей.

Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам стр.421. Таким образом, Сунна посланника Аллаха полное название Сунны - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным.

Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих 3стр.526. 3.3. Иджма. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как общее согласие мусульманской общины.

Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами имамами, муфтиями, муджатахидами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом.

Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название иджтихад. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает. Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран.

К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. 6стр.421. 3.4. Кияс. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.

Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал оссвобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но вруках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам.

При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе урф, а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права араты, в частности у народов, населяющих нашу страну. 6стр.422. 3.5. Фирманы, кануны.

И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. 6стр.422. На этом вынужден остановиться.

III .

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение ислама. Шариат и его основные источники

Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику 2 стр.210 . В современном понимании ислам и… Ислам в переводе с арабского означает покорность, мусульманство от арабского… Это произошло в год слона , т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада.Символичное совпадение дат рождения…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика мусульманского права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Посланник Аллаха
Посланник Аллаха. Маулид день рождения пророка Мухаммада отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Это произошло в год слона, т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги