ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА. Случай и суеверие. Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических феноменов и возможность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последствия, Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанализа весьма напоминает наукообразное суеверие.

Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне несознательных мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источник во внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых форм суеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества - религии.

Фрейд пытается найти земное ядро туманных религиозных представлений, свести небесное к земному. Он видит в религии мистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза священных наслоений. Продуктивность этого метода была блестяще доказана Фейербахом в работах Происхождение христианства и Лекции о сущности религии.

Фрейд, видевший в религии лишь проекцию внутрипсихических процессов, допустил ошибку - антропологизировал и психологизировал религию. Стороникм психоанализа нередко утверждают, что, введя понятие бессознательного, Фрейд революционизировал религию. На самом же деле приоритет в этом вопросе принадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в Лекции о сущности религии писал, что предметом религии является не только внешняя природа, но внутренняя природа человека. Тайна религии есть в конце концов тайна сочетания сознания с бессознательным. Человек со своим Я или с сознанием стоит на края бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственным бессознательным существом, представляющимся ему чужим.

Чувство, охватившее человека, перед лицом этой пропасти и изливающееся в словах изумления что я такое откуда зачем - по сути дела, и есть религиозное чувство, чувство того, что Я ничто без некоего Не-Я, перед которым человек испытывает такую же зависимость и страх, как и перед неуправляемыми стихиями природы.

Поэтому нередко среди верующих часто встречаются люди, для которых культ, как привычная форма поведения, является основой связывающей нитью с религией. Сопоставляя рутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействием религиозного ритуала в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции запрещение мешать и добросовестном выполнении мелочей. 2.2.