Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 1997 году
Табу как форма социальной регуляции - Реферат, раздел Религия, - 1997 год - Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом Табу Как Форма Социальной Регуляции. Главная Причина Неудачи Фрейда На Ниве И...
|
Табу как форма социальной регуляции. Главная причина неудачи Фрейда на ниве исторического религиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до и независимо от изучения конкретно-исторической реальности. Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно.
Произвольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знать уже в первых очерках Тотема и табу, посвященных анализу первобытной татуации. Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским мореплавателем Куком в Полинезии. Позднее аналогичные формы социального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие табу имеет двойственный смысл святой запретный и означает категорический запрет. Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале первобытной табуации.
Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит к мнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то из вне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей. Сильное желание нарушить его остается в бессознательном. Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. В отличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е. инициировано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистических и эротических компонентов.
Анализу психологических механизмов возникновения функционирования института первобытной табу Фрейд посвящает два очерка Боязнь инцеста и Табу и амбивалентность чувств. Понимание табу, согласно Фрейду, является результатом уподобления его навязчивым. И тем и другим присущ немотивированность - их происхождение неизвестно, рациональное обоснование отсутствует принудительность - их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида способность к сдвигу - табуированные объекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам ритуализм - соблюдение и особенно нарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим действием церемониала.
Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религией и, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний и запретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими к жизни эту форму социальной регуляции.
Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характер табу, безусловно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют того универсального значения, которое им придает психоанализ. 2.4. Теория атеизма Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его понимании психологической природы атеизма.
В своих работах он исходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Если религия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. Психоанализ - писал Фрейд научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою в бога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как только рушится авторитет отца. Так, например, категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдиповым комплексом характере религиозной потребности.
Клеймя религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Но в психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей практической деятельности.
В истории науки немало примеров, показывающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы, либо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистическое бунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных последствий. Более того, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам является разновидностью превратного сознания и потому рано или поздно превращается в разновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые идеи и аргументы.
Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился в апостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и заблуждений в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме… Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в… Определив религию как проецированную во внешней мир психологию, Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Табу как форма социальной регуляции
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов