ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПРООБРАЗЫ МОНАШЕСТВА

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПРООБРАЗЫ МОНАШЕСТВА. УПОМИНАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МОНАШЕСКИМ ДЕЛАНИЕМ Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной, говорит нам Иисус Христос Мф. 16, 24. И мы должны следовать за Христом, чтобы во всем была единая воля Божия. Необходимо смирение перед волей Господа и решительный отказ от всяческой гордыни, ибо кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом Мф. 20, 27. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать Иак. 4, 6. И в молитве Господней сказано да будет воля Твоя Мф. 6, 9 13 Лк. 11, 4. Смирение, то есть отказ от гордыни и самости, есть основная задача христианина в отношении своей воли, указывает протоиерей Валентин Свенцицкий 2. Молитва Господа нашего Иисуса Христа, как человека, перед Крестным страданием Своим, дает нам совершенный образ такого отречения от своей человеческой воли Отче Мой если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря Отче Мой если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя Мф. 26, 39, 42. Смирение, отказ от своей воли, полное отвержение себя и есть задача монашества. По великому промыслу Божьему Священное Евангелие открывает нам и методы достижения духовных задач.

Монашество живет молитвой, постом и послушанием 2, 6, 11. Сам Господь Иисус Христос указывает нам на необходимость молитвенного пути. Он молился и в одиночестве, и с учениками, уходя в уединенное место от людей.

По словам евангелиста Луки уходил в пустынные места и молился Лк. 5, 16, и евангелист Марк говорит Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился Мк. 1, 35. По мнению протоиерея Валентина Свенцицкого уединенное место внешне благоприятные условия для молитвы. Мирской шум мешает извне.

Но есть препятствия внутренние, как бы внутренний шум. Этот шум создают в нас мирские привязанности и плотские страсти.

Поэтому за основным делом монашества молитвой стоит внутренняя невидимая брань с соблазнами и связанные с этой борьбой добродетели нестяжательность, самоотречение, бесстрастие 2. Монашество своим подвигом и, естественно, по благодати Божией создало совершенную форму молитвенного Устава и опытно пройдя молитвенный путь, научало идти по нему всех ищущих спасения 6. Второе дело монашества это пост. По человечеству Своему Иисус Христос показал нам Своим примером значение поста, не вкушая в пустыне пищи 40 дней, и подвижническим подвигом поборов искушения дьявола, продемонстрировал нам путь борьбы со страстями Мф. 4 Лк. 4 Мк. 1, 13. Более подробно об искушениях Господа в пустыне см. ниже, п. 2.2. Протоирей Валентин Свенцицкий отмечает, что подвижники называют молитву и пост двумя крылами, без которых нельзя подняться над мирскою и страстною жизнью 2. Послушание главный фундамент монашества.

На наш взгляд, Евангельским прообразом послушания и последствий творения человеком своей воли может быть просьба и действия Петра при хождении Иисуса Христа по водам. Господи если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но видя сильный ветер испугался и, начав утопать, закричал Господи спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему маловерный Зачем ты усомнился Мф. 14, 28 31. Протоирей Валентин Свенцицкий указывает на то, что по монашески послушание выше поста и молитвы.

На нем послушании зиждется все великое здание монастыря.

Оно проникает собой каждое движение монашеской жизни, оно высшая вожделенная добродетель для каждого монаха.

За послушанием стоит все и молитва, и самоотречение, и бесстрастие, и смирение, и подвиг. Недаром святые отцы называют послушание добровольным мученичеством 2. Итак, монах отказывается от своей воли и вручает ее игумену и духовному своему отцу. Он распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню.

Разум, желание, чувства все отдается в послушание. Послушание это не согласие с авторитетным мнением и не подчинение из принципа, послушание это внутренний отказ от всякого самостоятельного действия. Отказ не потому, что надо слушаться, хотя и не согласен, а потому, что не может быть никакого несогласия, ибо я ничего не знаю, а все знает, что мне надлежит делать, духовный мой отец. 2.2.