ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ

ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ. Первообразом иноческой жизни мы считаем последнего Ветхозаветного Пророка и Предтечу пришествия Христова Иоанна Крестителя.

Фактически с первых времен Христианства и до конца третьего века появляется непрерывный ряд девственников и девственниц, подвижников и подвижниц 3, 5, 9, 14. Этих людей, добровольно отказавшихся от жизненных удовольствий, называли греческим словом аскеты. Однако систематическое языческое преследование не давало возможности образоваться житию девственному в благоустроенные общества.

Кроме того, Римское правительство активно преследовало по закону безбрачную жизнь. Так, Е.И. Смирнов 16 указывает на то, что в I и II веках подвижничество в явном виде было явлением одиночным, подвижники жили в обществе других людей, не составляя из себя особого общества с определенными правилами жизни, и не считали своих обетов неизменными. Инок еще не знал Великой пустыни, указывает на слова св. Афанасия Великого И. М. Концевич 10. К концу III века подвижничество получает более определенный вид. Люди, стремящиеся к высшему нравственному совершенству, находят более удобным проводить аскетическую жизнь в дали от общества.

Удалявшиеся в пустыню подвижники аскеты получили название анахоретов, т.е. отшельников и еремитов, т.е. пустынников. Анахорет отшельник, удалившийся в пустыню для молитвы, поста и упражнений в богомыслии 12, с. 155. Одного из таких замечательных подвижников св. Павла Фивейского, Церковь выделяет особо как положившего начало монашескому образу жизни 16. Тяга же, почти переселение в пустыню начинается при Константине Великом.

Происходит это сначала в Египте, и сразу же начинается раздвоение монашеского пути, образуются два рода жизни отшельнический и общежительный. Их суть с присущей ему образностью и простотой показывает преподобный Иоанн Лествичник Общежитие устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души. Отшельничество же может назваться красильнею для тех, которые очистились от вожделения, памятозлобия и раздражительности, и потом уже удалились на безмолвие 6, с. 347. А языческими авторами, пишущими сочинения против христиан, монахи представлялись врагами отечества 16, с. 205. Кроме того, появляются новые разновидности христианского аскетизма такие как неусыпающие, юродивые и самый трудный путь подвижничества столпничество.

Столпничество состоит в том, что подвижник добровольно находился в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе, откуда он мог проповедовать народу.

Основатель столпничества Симеон Столпник 356 459. Итак, первообразом иноческой жизни является последний Ветхозаветный Пророк и Предтеча пришествия Христова Иоанн Креститель, а св. Павел Фивейский как анахорет, положивший начало монашескому образу жизни. 4.2. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, ОСНОВАТЕЛЬ МОНАШЕСТВА Отцом монашества по праву считается преподобный Антоний Великий 251 356 г.г Долго он жил отшельником в строгом уединении в пустыне на берегу Нила. К нему начинают приходить последователи, желая учиться у него, но он длительное время не соглашается наконец, уступая их просьбам, разрешает селиться по соседству и строить монастыри, т. е. одиночные келлии, наподобие шатров кочевых племен.

Это первые колонии отшельников. Они живут раздельно, по возможности не общаясь между собою, в затворе и уединении, но все же образуют братство, объединенное духовным руководством.

По описаниям святителя Афанасия Великого преподобный Антоний Великий не давал внешних правил для жизни иноческой, он заботился главным образом о внушении живого благочестия своим ученикам. Отвечая на просьбы братии дать им устав для жизни, он предложил замечательное по глубине и простоте поучение Для познания всех правил достаточно Священного Писания, но великую пользу принесет и то, если братия будет соутешаться взаимными поучениями 9, с. 110. Подобные же поселения возникают на Нитрийской горе вокруг аввы Аммуна, а неподалеку от них другие, по имени келлии, а еще глубже в пустыне скиты от коптского шиит большая равнина.

Келлиоты живут одиноко в замкнутой келлии. Это те же отшельники Человек, познавший сладость келлии, избегает ближнего своего, говорит Феодор Формейский 10. Если не скажет человек в сердце своем в мире я один и Бог не найдет упокоения, указывает Авва Алоний. Итак, этот путь уединенного подвига труден, не всем под силу, а для многих и опасен. 4.3.