УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ МОНАШЕСКОГО ПАХОМИЕМ ВЕЛИКИМ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ МОНАШЕСКОГО ПАХОМИЕМ ВЕЛИКИМ. Уединенному образу жизни отшельничеству противопоставляется другой вид монашеского жития общежительный монастырь киновия. Прообразом его, по слову древнего писателя конца IV века, преп. Иоанна Кассиана Римлянина, была первохристианская община 10. Первая киновия была устроена преп. Пахомием Великим 292-348 или 349 г.г который начал свой подвиг с отшельничества.

Он видел, что уединенный образ жизни непосилен и неполезен для новоначальных.

К творческой свободе отшельничества надо воспитываться и подготовляться постепенно, и преп. Пахомий Великий организует в Тавенисси общежитие на началах строгого послушания. Основа всего полагалась в верности установленным правилам до мелочей при полном отсечении своей воли или самоволия. Вместо творческой импровизации отшельничества здесь осуществляется идея мерной жизни и ограждается суровой дисциплиной надзора и взысканий, замечает И. М. Концевич 10. Монастырь преп. Пахомия Великого был воспитательным заведением, куда принимались даже несведующие в вере. Это была общая жизнь, общий подвиг, во взаимных заботах, где ничего не должно было быть утаенным.

По преданию Ангел Господень, передавая устав преп. Пахомию Великому, сказал устав я дал для тех, у кого ум еще незрел, чтобы они, вспоминая общее правило жизни по страху пред Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа 10. Сам преп. Пахомий Великий основал 9 киновий.

В своих монастырях Пахомий установил обязательные для всех правила. Главными требованиями их устава были целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение наставнику. Монахи жили по трое в каждой келье, вместе трудились и один раз в день принимали пищу, состоявшую из хлеба, овощей и плодов. В воскресенье полагалась еще и вечерняя трапеза. Преп. Пахомий Великий установил, чтобы вступающие в его общину принимались не раньше, чем через год, в течение которого опытные старцы испытывали их готовность вести жизнь согласно этим правилам.

При жизни преп. Пахомия Великого основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после его кончины, до 50 000 19. Преп. Пахомий Великий за свою святую жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудотворения. Его сестра организует женские киновии указывает И.М. Концевич 10, а Н.Д. Тальберг уточняет, что сам преп. Пахомий Великий основал первый женский монастырь на берегу на другом от мужских Нила и в нем первой жительницей была его сестра 19. Один из преемников преп. Пахомия Великого был Феодор Освященный 291 348. Тогда как Пахомий старался побуждать братию к покаянию представлением грозной участи грешников, Феодор пробуждал в душах более упование, нежели страх 10. Епископ Варнава Беляев приводит чудные по своей красоте слова св. Афанасия Великого о первых монашеских общинах Монастыри в горах были подобны скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, которые занимались рукоделиями для подаяния милости, имели между собой взаимную любовь и согласие.

Подлинно представлялась там как бы особая некая область благочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного не было укоризн от сборщика податей 3, с. 56. Итак, опыт монашеского общежития привнесенный и распространенный преп. Пахомием Великим позволил его ученикам и последователям как бы начать возрождение в сердцах верующих образа жительства первохристианских общин У множества же верующих было одно сердце и одна душа и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов и каждому давалось то, в чем кто имел нужду Деян. 4, 32, 34, 35. 5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА 5.1.