рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение понятия грех православными авторами

Работа сделанна в 2002 году

Определение понятия грех православными авторами - раздел Религия, - 2002 год - Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) Определение Понятия Грех Православными Авторами. Протоиерей Серафим Слободско...

Определение понятия грех православными авторами. Протоиерей Серафим Слободской в Законе Божием говорит о том, что без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех 28, с. 32. В репринтном издании Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря 27 нет специального определения понятия грех, но дано четкое определение понятия зло, которое трактуется как явление, противоположное добру, отрицающее последнее зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на 1. зло физическое все, что нарушает развитие физического бытия болезни и т.д. 2. зло нравственное все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом 27, с. 914, 915. Исходя из данного определения можно заключить, что с позиции нравственности понятия зло и понятие грех тождественны.

Анализируя различные аспекты проблемы зла проф. Лосский В.Н ссылаясь на мнения Отцов Церкви, делает вывод о том, что зло не есть природа, но состояние природы точнее, зло есть определенное состояние воли этой природы это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная 22. По сути, развивая эту мысль, архимандрит Лазарь Абашидзе подчеркивает, что грех это понятие религиозное и применимо только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в ограде церковной.

Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от истины 21. В православной литературе встречаются различные определения и описания понятия грех. Некоторые из этих определений приведены в табл. 1. Табл. 1 АВТОРОПРЕДЕЛЕНИЕ Преподобный Иоанн Лествичник 17.Грех есть преступление закона, малое или великое, бывающее делом, или словом, или помышлением. Святой Иоанн Златоуст 16, Том I, с. 6, 63.Зло один только грех. Начало греха гордость.

Начало гордости незнание Бога. Святитель Иоанн Тобольский 18, с. 357.Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией.

Митрополит Макарий Булгаков Грех заключается в - гордости - неверии Богу - отступничестве от Бога 23, с. 486 величайшей неблагодарности к Богу. Митрополит Филарет Вознесенский 34.Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его. Грех повредил все три основные способности или силы души ум, чувство сердце и волю. Архимандрит Лазарь Абашидзе 21.Грех это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего слову Божию. Протоиерей Серафим Слободской 28, с. 32.Грех, или зло есть нарушение закона Божия беззаконие, или иначе сказать, грех есть нарушение воли Божией.

Священник Григорий Дьяченко Грех есть А. Нарушение пресвятой воли Творца.

Б. Уклонение на сторону врага Божия дьявола. 8, с. 10, 11В. Ослепление ума, развращение воли, искажение совести.

Проф. Лосский В.Н. 22.Зло имеет своим началом грех корень греха это гордость, которая есть бунт против Бога корень греха это жажда самообожения, ненависть к благодати.

Отличие в указанных суждениях заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия грех, а только в форме и объеме подачи информации. Таким образом, все они, определения, могут быть сведены к одному грех это нарушение человеком воли Божией.

Святитель Иоанн Тобольский указывает если мы из понятия греха отбросим его причину лживость, своеволие, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией, или было бы Ему неугодно 18, с. 13. Следовательно, все то зло, которое имеет место быть на земле, происходит по воли Божией, обращающей его, зло, в дела полезные для нашего спасения. Так, блаженный Августин пишет Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла 18, с. 28 И так, исходя из сказанного 1. Грех есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли. 2. Зло есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения излечения людей. 1.3. последствия первородного греха Сам по себе грех не является творением человеческим. Грех сотворил дьявол, он был собственным его созданием дьявол сам задумал соделаться равным Богу Ис. 14, 14. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что грех человека был нечаянно постигшим его увлечением был приготовлен не замыслом, но неправильным и недостаточным деланием и хранением рая 14. Сообщая свой грех обольщенному человеку дьявол тем самым поработил его человек соделался сообщником дьявола и пленником его. Но главным последствием грехопадения первых людей, как отмечает епископ Варнава Беляев, явилось то, что грех души повлек за собой разрушение и в физической природе 4, с. 116. Конкретизируя эту мысль проф. В.Н. Лосский 22, указывает на то, что зло воспринятое Адамом, смогло осквернить всю человеческую природу.

В своем фундаментальном труде Догматическое Богословие он показывает как именно изменилась человеческая природа внезапно опрокинутый ум человека вместо того, чтобы отображать вечность, отображает в себе бесформенную материю первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир перевернута.

Дух должен был жить Богом, душа духом, тело душой.

Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу.

Душа, в свою очередь, становится паразитом тела поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть 22. И так, исходя из сказанного 1. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творения Божия, но его состояние. 2. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом. Прекрасный образный пример этому приводит святой Макарий Великий Как во время мрачной и темной ночи, когда дышит бурный ветр, колеблются, мятутся и приходят в великое движение все растения так и человек, подвергшись темной власти ночи дьявола, и в этой ночи и мраке проводя жизнь свою, колеблется, мятется и волнуется лютым ветром греха, который все его естество, душу, разум и помышления пронзает, причем и все телесные члены его также движутся, и нет ни одного ни душевного, ни телесного члена, свободного от греха, обитающего внутри нас 14. 2. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ 2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ В т.н. чистом виде в систематизированном изложении ни в один из Евангелий не описывает и не дает четкого понятия об учении Господа нашего Иисуса Христа о грехе.

Причины этому, видимо, кроются в следующем Во-первых, Господь Иисус Христос пришел в мир не осуждать нас грешных, но спасти нас Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме Иоан. 12, 46. Естественным образом Евангелисты в большей мере описывают земную жизнь Господа с позиции того, как нам, грешным, спастись и в гораздо меньшей мере уделяют внимание грехам, т.к. описание самого пути спасения уже подразумевает то, что нежелание идти этим путем и есть противление воли Божией, а, следовательно, есть грех. Во-вторых, Господь Иисус Христос прямо указывает нам для кого мы должны открыть свои души, и через кого придет к нам, грешным, понимание своих грехов Духа Утешителя И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде о грехе, что не веруют в Меня о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня о суде же, что князь мира сего осужден Иоан. 16, 8 11 Говоря о познании воли Божией и сообразовании с ней человеческой воли, святитель Иоанн Тобольский указывает на то, что фактически все Евангелия посвящены научению нас тому, чтобы мы, падшие люди, не грешили, а жили в ладу с Богом по Его законам.

Так, он пишет Начало всего учения, преподанного нам Божественною высочайшею Премудростью, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волею Божественною.

Спаситель наш учил нас этому во всю Свою земную жизнь словами и делами, прямыми речами и подобиями притчами, наконец, в Самом Себе оставил нам образ жизни христианской, да по силе своей последуем Ему 18 с. 12. Из этих слов святителя можно заключить, что в рамках простого сочинения проведение достаточно полного описания Евангельского учения о грехе представляется весьма проблематичным. Исходя из этого, в рамках данного сочинения, предлагается к рассмотрению следующие блоки вопросов 1. Общая систематизация упоминаний понятия грех по всему Четвероевангелию. 2. Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне как предупреждение нам, грешным, о подстерегающих нас греховных искушениях, по сути типологии греха. 3. Обличение книжников, фарисеев как глубочайших по своей сути грешников, противившихся воле Божией. 2.2. УПОМИНАНИЕ ГРЕХА, И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ У всех трех Синоптиков Мф. 19 Мк. 10 Лк. 18 есть описание ответа Господа богатому юноше, в котором Иисус Христос указывает на то, что нарушение ветхозаветных заповедей не позволяет человеку войти в жизнь вечную.

Перечисленные евангелистами заповеди приведены в табл. 2 Табл. 2 Мф. 19, 18, 19Мк. 10, 19Лк. 18, 20 не убивай не прелюбодействуй не кради не лжесвидетельствуй почитай отца и мать люби ближнего своего, как самого себя. не прелюбодействуй не убивай не кради не лжесвидетельствуй не обижай почитай отца твоего и мать. не прелюбодействуй не убивай не кради не лжесвидетельствуй почитай отца твоего и мать твою. Не трудно заметить, что все они непосредственно относятся к соблюдению обязанностей по отношению к своим ближним.

Акцентирование Господом внимания на этих заповедях, по мнению толкователей блаженного Феофилакта 30 33 и Б.И. Гладкова 7 с. 492, 493 говорит о том, что именно формальное соблюдение этих заповедей многими иудеями не позволяло им действительно искренне возлюбить Бога, выполнять волю Его юноша так и не исполнил предложения Господа не отказался от любостяжания и как результат препятствовало их вхождению в Царствие Божие. Следовательно, можно утверждать, что основной грех ветхого человека это не просто не выполнение им 10 заповедей, данных Господом через Моисея Исх. 20, 1 17, но и формальный подход к их соблюдению.

Непосредственное перечисление грехов Господом упоминается только у двух евангелистов у Марка Мк. 7, 21, 22 и Матфея Мф. 15, 19. И это понятно как мы уже говорили выше, при объективном отсутствии четкого учения о грехе в Четвероевангелие, прямое перечисление грехов, порождаемых злой человеческой волей, именно у этих евангелистов объясняется следующим систематизацией в изложении учения о спасении евангелистом Матфеем кратким, но емким изложением всей евангельской истории евангелистом Марком.

Сами перечни грехов приведены в табл. 3. Табл. 3 Мф. 15, 19Мк. 7, 21, 22 злые помыслы убийства прелюбодеяния любодеяния кражи лжесвидетельства хуления. злые помыслы прелюбодеяния любодеяния убийства кражи лихоимство злоба коварство непотребство завистливое око богохульство гордость безумство.

Естественно, что приведенный Господом нашим Иисусом Христом перечень грехов далеко не полный, да и евангелисты, по мнению толкователей 1, 3, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 30 видимо, не ставили перед собой целью дать подробное перечисление всех грехов, упоминаемых Господом во время Его земной жизни главное было показать их направленность, взаимосвязь с нашей греховной природой.

На невозможность счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки указывает святитель Игнатий Брянчанинов 13, он акцентирует наше внимание на том, что Господь упоминает грехи только в связи с важностью нашего покаяния в них как первоначальная вера заключается в том, чтобы уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и усердной молитвы пред лице Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди 13, т. 4, с. 13. Места, где в Четвероевангелии упоминаются слова грех, грешный и т.п. приведены в табл. 4. Табл. 4 Мф. Мк. Лк. Ин. 6 14,15 прощайте, и будете прощены 9 2, 5, 6, 10, 11, 13 исцеление расслабленного Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 11 19 Иисус об Иоанне Крестителе 12 31 о хуле на Духа Святаго 18 15, 21, 35 о согрешающем брате, сколько раз прощать брату моему, притча о немилосердном должнике 26 28 Тело и Кровь Христовы 27 4 самоубийство Иуды. 1 4,5 проповедь Иоанна Крестителя 2 5, 7, 9, 10, 15, 16, 17 исцеление расслабленного, Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 3 28 о хуле на Духа Святого 4 12 почему Иисус говорит притчами 8 38 все отвергнуть ради Иисуса 11 25, 26 прощайте, и будете прощены 14 41 молитва в Гефсимании. 1 77 песнь Захарии 3 3 проповедь Иоанна Крестителя 5 8, 20, 21, 23, 24, 30, 32 первые ученики, исцеление расслабленного, Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию 6 32, 33, 34 любите врагов ваших 7 34, 37, 39, 47, 48, 49 Иисус об Иоанне Крестителе, Иисус в доме Симона фарисея, притча о двух должниках 11 4 Отче наш 13 2 покайтесь 15 1, 2, 7, 10, 18, 21 притча о пропавшей овце, притча о потерянной драхме, притча о блудном сыне 24 7, 47 Христос воскрес, Иисус является Апостолам. 1 29 вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира 8 7, 11, 21, 24, 34 Иисус и женщина, улученная в прелюбодеянии, Я свет миру 9 1, 3, 16, 24, 25, 31, 34, 40, 41 Иисус исцеляет человека, слепого от рождения 15 22, 24 если Меня гнали, будут гнать и вас 16 8, 9 о приходе Утешителя, Духа истины 19 11 приговор Пилата 20 23 Воскресший Иисус является ученикам.

Места в Четвероевангелии, где упоминается слово лицемерие приведены в табл. 5. Основанием для выделения упоминаний слова лицемерие в отдельную таблицу явился тот факт, что фарисейское лицемерие по своей сути было богохульством на Бога. Так, по меткому выражению святителя Игнатия Брянчанинова грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство 13, т. 4, с. 82. Табл. 5 Мф. Мк. Лк. 6 2, 5, 16 не твори милостыни напоказ 7 5 не осуждайте других 15 7, 8 Иисус и пророчества старцев 16 3 не будет неверующим знамения, кроме знамения Ионы пророка 23 13, 14, 15, 23, 25, 27, 28, 29 горе вам, книжники и фарисеи. 7 6 Иисус и предания старцев 12 15 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 6 42 не будьте лицемерами 11 44 горе вам, фарисеи и законники 12 1, берегитесь закваски фарисейской.

И так, исходя из приведенных в таблицах данных можно заключить, что слово грех и однокоренные с ним слова достаточно равномерно распределены по всему Четвероевангелию.

Сделать вывод о предпочтительности использования евангелистами данного слова в определенные периоды земной жизни Иисуса Христа не представляется возможным. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию)

Свт. Иоанн Тобольский. 1. понятие греха 1. Актуальность знания природы человеческой греховности Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что… Сам Христос указал на них и предостерег своих последователей, чтобы последние… Предметом же нашего описания является Евангельское учение о грехе. 2. Определение понятия грех православными авторами …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение понятия грех православными авторами

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Актуальность знания природы человеческой греховности
Актуальность знания природы человеческой греховности. Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что святые все то, что встречалось с ними в жизни приятное и неприятное, приписывали воле, действ

ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ
ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ. Наиболее подробно искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у евангелистов Матфея Мф. 4 и Луки Лк. 4. Евангелист Марк просто указывает, что и был Он там

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги