рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формы культа Диониса в Греции

Формы культа Диониса в Греции - Дипломная Работа, раздел Религия, Религиозно-культурный конфликт в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии Формы Культа Диониса В Греции. Сельскохозяйственные Праздники В Честь Диониса...

Формы культа Диониса в Греции. Сельскохозяйственные праздники в честь Диониса. Дионисии Быстрой стопою приди, о владыка, к давильному чану Руководителем будь нашей работы ночной Выше колен подобравши одежду и легкую ногу Пеной смочив, оживи пляску рабочих своих. И говорливую влагу направив в сосуды пустые, В жертву лепешки прими вместе с лохматой лозой.

Квинт Мекий. Молитва виноделов Вакху Квинт Меккий. Молитва виноделов Вакху. Греческая эпиграмма. М 1960 Одной из важнейших сторон культа в Греции являлись праздники. Они не были одни и те же повсеместно. Несомненно, что наибольшей известностью пользовались афинские праздники к великим Панафинеям и Дионисиям в Афины стекалась масса иноземцев, и тогда город выказывал то великолепие, издержки которого порицали такие люди, как Сократ. В Спарте праздников было гораздо меньше и, во всяком случае, не было таких, которые по блеску могли бы сравниться с афинскими.

Но греческие праздники были очень разнообразны не только в силу местных различий они сильно отличались также смотря по характеру бога и по цели празднества. При этом на первый план выступали собственно культовые действия то большие жертвоприношения и торжественные процессии, то искупительные церемонии на них происходили состязания и игры бывали мистические посвящения и оргиастические торжества праздники часто также имели значение дней веселья и покоя, когда приостанавливались все частные и общественные дела, судебная деятельность и политические собрания. Платон именно в этом видел цель праздников боги давали людям отдых от труда, чтобы они веселились вместе с музами, Аполлоном и Дионисом.

Дионисийских празднеств было много, их справляли в разные времена года Малые, или сельские Дионисии- в декабре, Ленеи- в январе, Антестерии- в феврале, Великие, или городские, Дионисии- в марте, Осхофории- в октябре.

Каждый из этих праздников был связан с каким-либо этапом годичного цикла выращивания винограда или изготовления вина ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М 1988. С.359 Виноградная лоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом который в начале был богом производительных сил природы вообще, в дальнейшем прочно вошли в его мифологию. Об этом свидетельст-вует множество эпитетов Диониса, связанных либо с этим растением, либо с вином как продуктом виноградной лозы. Виноградный, прекрасновиноградный, виноградолюбивый, многогроздый, гроздеукрашенный, виноподатель, виноносец, виноразливатель, винородитель, винопийца. А название одного из дионисовских празников Ленеи связано со словом, имеющим значение давильня, точило, чан. Плющ тоже был связан с культом и мифом Диониса ЛосевА.Ф. Дионис МНМ. Т. 1. С.381 Дионис изображался или целиком в виде быка, или, по крайней мере, с бычьими рогами Иллюстрированная история религий.

С.215 Прежде всего нужно назвать Осхофории.

Их справляли, когда во все Аттике заканчивался сбор винограда нового урожая. Богам приносили в жертву виноградные кисти, а афинские эфебы соревновались в беге на длинные дистанции- первые 10 победителей получали награды ВинничукЛ. Указ. соч. С.361 Его название происходит от того, что в этот день двое юношей должны были принести ветви виноградной лозы со спелыми гроздями от святилища Диониса до храма Афины. Потом устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из пяти компонентов.

Соревнования юношей в беге, именуемых staphylodromoi бегуны с гроздьями, проходили и в Спарте во время великого праздника Карней, отмечавшегося в начале сентября. Название соревнований указывает, что этот обычай был каким- то образом связан со сбором винограда. Один из юношей, украсив голову лентами, бежал впереди прочих, провозглашая городу благословения. Если другие догоняли его- это был добрый знак, а если нет- дурной.

Эти состязания напоминают состязания во времена Осхофорий НильссонМ. Греческая народная религия. СПб 1998. С.49 Зимой, приблизительно в декабре, в сельских местностях праздновались Малые, или Сельские Дионисии. В эти дни по традиции было принято откупоривать бочки с молодым вином. В программу праздника входили торжественные процессии с фаллосом, приношение в жертву козла, выступления актеров, всякого рода народные игры и шутки. Из серьезных и веселых хоров этого праздника развились трагедия и комедия.

Особой популярностью пользовались шуточные состязания- асколиасмос кто дольше всех продержится на одной ноге на тугом бурдюке с вином По другому истолкованию, это пляска на скользком бурдюке с вином. См. Иллюстрированная история религий. С.386 Асколиасмос привлекал мальчишек и молодых парней. А для девочек делали качели- в память об Эригоне, дочери Икария и легендарном начале виноделия. Икарий был, по преданию, первым человеком в Аттике, кого бог Дионис научил разводить виноградную лозу и изготовлять вино. Икарий начал энергично распространять новую плодовую культуру в стране, но однажды несколько пастухов, которых он угостил вином, опьянели и, не зная прежде подобного ощущения, решили, что он отравил их. Тогда они в гневе убили виноградаря и зарыли его тело в горах.

С помощью своей собаки Майры несчастная Эригона отыскала тело своего отца и в отчаянии повесилась на дереве, под которым лежал его труп. Дионис взял всех троих на небо, где Икарий, Эригона и Майра стали звездами Аполлодор.

Мифологическая библиотека. III.14.7 С тех пор в Аттике повелось устраивать в Малые Дионисии праздник качелей, подвешенных на дереве в память о погибшей дочери Икария праздник сопровождался, разумеется, очистительными жертвоприношениями Дионису ВинничукЛ. Указ. соч. С.358 И.Ф.Анненский объясняет смысл и бытовую сторону этого ботанического мифа следующим образом. Убитый и забросанный камнями Икарий- это виноград под прессом.

Эригона и эпидемия самоубийств, вызванная на земле подражанием ее смерти- это ягоды нового винограда, которым обвесилась лоза, когда проявленный и выжатый виноград уже дал свой перебродивший, пьяный сок. Пастухи выпили одно вино и тогда убили Икария, т.е. стали готовить другое. Переход Диониса в Аттику из Фракии знаменуется новой его разновидностью из вакхического, то есть такого, который, по выражению Геродота, заставляет бесноваться, Дионис становится Лисием, т.е. разрешителем уз АнненскийИ. Ф. Указ.соч. С.216 Изучая календарь с начала года, можно обнаружить праздник, который отмечался в Афинах в начале января.

Назывался он Галои- от слова halos, означающего и место абсолюта, и сад. Поскольку первое значение слова вряд ли применительно к празднику, отмечаемому в январе, то это, скорее всего, был праздник возделывания садов. Считается, что он включил в себя мистерии Деметры, Коры и Диониса и что он праздновался женщинами и был приурочен к сбору винограда и пробе нового вина НильссонМ. Указ.соч. С.45 В январе справлялись Ленеи- празднование выжимки винограда, сопровождавшееся торжественными процессиями. После принесения торжественных жертв в Ленеоне- храме Диониса в Афинах- начинался праздник, во время которого пробовали свежий напиток из нового урожая.

По улицам деревень и городов ходили веселые толпы народа, а в самих Афинах устраивали богатые пиры на государственный счет. С середины Vв. до н.э. этот праздник стали отмечать представлением какой-либо комедии, а с 240 или 241гг. до н.э. в программу торжеств включили и трагедию ВинничукЛ. Указ.соч. С.260 Еще важнее были Анфестерии в феврале, на которых сливались друг с другом различные воззрения и культы.

Анфестерии были весенним праздником цветов и одновременно днями поминовения умерших. Длились они несколько дней. М.Нильссон, много сделавший в области изучения греческой религии, в том числе- народных культов, описывает праздник Анфестерий так. В самих Афинах главным обрядом Анфестерий было благословение и ритуальное питье нового вина. Первый день праздника, Пифоигия, получил свое название от процесса откупоривания кувшинов с вином.

Подобный обряд в то же самое время совершался в Беотии, но там он был посвящен Благому Даймону- богу, в честь которого совершались возлияния после каждой трапезы. В Афинах же смешанное жрицей вино доставлялось в святилище Диониса в Болотах и благословлялось перед богом. Каждому участнику вино наливали в особый кувшинчик, и поэтому этот день назвали Праздник кувшинов Хоэс. Свою порцию вина получали даже маленькие дети, которым в этот день было принято дарить подарки, особенно маленькие роскошные кувшинчики.

В школах в это время был выходной день, и учителя получали в этот день свое скудное жалование. На этот праздник пускали детей с четырех лет в знак того, что они уже не просто младенцы. Другой важной церемонией Анфестерий было ритуальное бракосочетание Диониса с женой высшего жреца Афин- архонта-царя. Это пример широко распространенного обряда, предназначенного для обеспечения плодородия.

В фольклоре других стран можно встретить немало подобных примеров. В Греции они, по большей части, мифические. В Афинах было принято везти бога в город на корабле, поставленном на колеса. Ведь он был богом весны, приходящей из-за моря. Третий день, или, точнее- вечер накануне третьего дня, был мрачным. Это был в Афинах день всех усопших. Умершим совершались приношения из овощей и возлияния вина. Примечательно сходство между Анфестериями и народными рождественскими обрядами в Скандинавских странах.

Многие из этих обрядов, по-видимому, имеют отношение к плодородию. В праздник люди пьют и едят от души и от души веселятся. Но у праздника есть и мрачная сторона- умершие навещают свои прежние дома, где для них приготовляется постель и еда. Конечно, между этим праздником и Анфестериями нет никакой взаимосвязи, а просто любопытное сходство, основанное на относительной общности народных обычаев всех стран и эпох НильссонМ. Указ. соч. С.46-48. Другие описания праздника, несколько отличающиеся в деталях, см. ВинничукЛ. Указ. соч. С.260 Иллюстрированная история религий. С.287 И все же самым крупным и ярким празднеством были Великие Дионисии, значение которых еще больше возросло, когда в середине VI в. до н.э. тиран Писистрат, поддерживавший в своей политике народные культы и обычаи, сделал их официальным всенародным праздником во всей Аттике, вторым по важности после Панафинейских торжеств.

Первоначально Великие Дионисии длились пять дней, а с 488г. до н.э шесть. В первый день Дионису приносили в жертву козла жертвоприношение сопровождалось хоровым пением гимнов в честь бога виноделия- дифирамбов.

Затем торжественной процессией афиняне переносили статую бога из храма на склонах Акрополя в рощу, посвященную герою Академу, где вновь воздавали почести Дионису хоровым пением и жертвоприношениями. После захода солнца статую несли назад, в город, и устанавливали на специально подготовленной, утрамбованной или посыпанной песком площадке для выступлений хора певцов и танцоров- орхестре.

На следующий день там соревновались между собой хоры молодежи и взрослых мужчин. Далее наступала очередь театральных представлений трагедии, сатировской драмы, комедии. Поначалу играли только трагедии в течение трех дней, но с 488г. до н.э. в программу празднества ввели и комедию, предназначив для нее третий день Великих Дионисий затем 3 дня подряд играли трагедии. В последний день оглашали результаты состязаний и раздавали награды- сначала одним лишь поэтам, авторам наиболее понравившихся произведений, но впоследствии стали награждать и актеров- лучших исполнителей ролей или даже всю труппу ВинничукЛ. Указ. соч. С.359-361 Дионисии проходили в марте.

Их праздновали в честь бога весны как освободителя. В цветущее время Афин Великие Дионисии были самым блестящим моментом целого года в это время город наполнялся союзниками и чужеземцами бога прославляли дифирамбами и новыми театральными пьесами.

Многие прекраснейшие творения греческого театра были сочинены для этого праздника Иллюстрированная история религий. С.286-287 При рассмотрении сельских праздников в честь Диониса обращает на себя внимание то, что в них он оказывается связанным не только с виноградом и вином, но и гораздо более обширным кругом явлений, связанных с плодородием. Уже Гесиод и Гомер считали вино даром Диониса. Но он был не только богом вина, но и богом растительности и плодородия в целом, исключая разве что злаки.

Даром Диониса считается и инжир. В обрядах праздников цветов, Анфестерий, он выступает в качестве бога весны. Вот почему его символом был фаллос. Фаллос использовался и в других обрядах плодородия, в частности, в ритуалах, посвященных Деметре, но нигде это не проявилось так ярко, как в культе Диониса. Фаллос фигурирует во всех дионисийских процессиях. Афинские колонии обязаны были посылать фаллосы к Великим Дионисиям. Если бы нам довелось быть свидетелями этой праздничной процессии, с ее многочисленными непристойными символами во время праздника, когда шли представления по трагическим и комическим произведениям великих поэтов, то это, наверное, произвело бы на нас гротескное впечатление пишет М.Нильссон НильссонМ. Указ. соч. С.50 Все эти обряды носят весьма архаический характер.

Древние народы еще не умели разграничивать плодородие людей и окружающей природы, и в силу этого обряды на праздниках, связанных с плодородием, повсеместно отличались крайней непристойностью. Это были дни, когда все ограничения, существующие обычно, как бы рушились.

Дионис пришел в Грецию довольно поздно- незадолго до начала исторического периода. Но связь обряда с именем конкретного божества не была нерушимой. Боги исчезли, а обряды чаще всего сохраняются, частично или полностью. Поскольку виноградарство в Греции гораздо старше Диониса, то и описанные выше сельские обычаи являются очень древними. 1.2.2 Оргиастические празднества Диониса в Греции Значительные изменения в традиционные формы поклонения Дионису вносит эпоха архаики.

VI-VIIвв. до н.э. характеризуются распространением буйных, экстатических культов, центром которых становится Дионис. Особенности культовой символики позволяют различить два типа Дионисова богопочитания, которые, имея в виду сферы их первоначального распространения, можно схематически обозначить как материковый, горный, и островной, морской. Взаимодействие обоих типов, уже в раннюю эпоху скрещивающихся путем миграции, приводят их к слиянию, которым и завершается процесс образования Дионисовой религии.

Отмечая черты, наиболее характерные для каждого и, если не исключительно ему одному свойственные, то, во всяком случае, в его круге исконные, в другом же не первоначальные, Вяч. Иванов дает следующее противопоставлению отличительных символов и обрядовых форм того и другого типа ИвановВяч. Дионис и прадионисийство. С.447. Материковый культ Островной культ Бог-змий и младенец Бог-бык Тирс и светоч.

Плющ Двойной топор. Виноград Молодой олень, козел, собака, лисица Дельфин, лев, пантера, рыба Pannychides всенощное празднество , Дифирамб lampteria празнество светильников. Растерзание как hieros gamos священный брак Обезглавление как фаллический культ культ головы Змея, фаллос Liknon, cista mystica священная корзина, волшебный ларец Ковчег на водах расцветающее из него древо жизни Дионис- горный ловчий Дионис морской, плавающий или ходящий по водам, рыбарь Дикие заросли Древа плодовитые, paradeisos Dionysu сад Диониса Пифийство, Музы Хариты, Оры, нимфы изобилия Фаллофории виноградарей Действа в личинах, переодева- ние мужчин в женские одежды То, что есть между обоими типами общего как оргии и странствия менад, концепция оргиастической жертвы, раздвоение Диониса, омофагия и т.д указывает на одноприродность прадионисийства, различия же- на двойной исток его из религий внеэллинских прототип материкового культа- оргизм фракийский, прототип островного- оргизм критский и малоазийский, при частичном влиянии Египта Там же. С.446-447 Замечательное по выразительности описание распространения в Греции дионисийских оргий дает А.В.Мень Европейская Греция ок. 650-550гг это эпоха духовного брожения и появления начатков философской мысли во всем мире. У греков этот период ознаменовался тягой к мистическим культам.

Человек, путешествующий тогда по Элладе, не мог бы не заметить, что повсюду происходит нечто странное и непонятное.

Горные леса стали временами оглашаться пением и криками то были толпы женщин, которые носились среди деревьев с распущенными волосами, одетые в звериные шкуры, с венками из плюща на головах в руках у них были тирсы- палки, обвитые хмелем они предавались исступленным пляскам под звуки первобытного оркестра визжали флейты, звенели литавры, поднимался дурманящий дым от сжигаемых конопли и смолы Ночью колеблющийся свет факелов освещал фантастические картины шабаша.

Полуголые девушки с остекленным взглядом рвали зубами мясо трепещущих животных.

На этих диких лесных празднествах женщины, слишком долго жившие взаперти и порабощенные городом, брали реванш насколько суровы были к ним общественные законы, настолько велик был энтузиазм их разнузданных радений. Едва раздавался призывный клич, как они переставали быть матерями, дочерьми, женами они покидали свои очаги и прялки и с этого мгновения всецело принадлежали божеству производительной мощи природы- Дионису, или Вакху МеньА.В. Указ. соч. Т.4. С.39 Примечательно, что женские оргии в честь Диониса не встречали в народе осуждения.

Напротив, люди верили, что пляски вакханок принесут плодородие полям и виноградникам. В дни радений служительницы могущественного бога пользовались покровительством и уважением. Ничто не могло остановить захлестнувшую Грецию волну дионисизма. В горной Аркадии и близ торгового Коринфа, в Аттике и Спарте- вспыхивали новые очаги этой странной религии. Даже за пределы Эллады проник Дионис. У Еврипида он с гордостью говорит о своих победах И вместе грек там с варваром живет.

Всех закружил я в пляске вдохновеннойИ в таинства их посвятил свои, Чтоб быть мне явным божеством для смертных. Служение Дионису, по определению Вяч. Иванова, было психологическим состоянием по преимуществу. В нем грек находил то, чего ему не доставало в мистериях Элевсина он был не только зрителем, но и сам сливался с потоком божественной жизни, в буйном экстазе включаясь в стихийные ритмы мироздания. Перед ним, казалось, открылись бездны, тайну которых не в силах выразить человеческая речь. Он стряхивал с себя путы повседневного, освобождался от общественных норм и здравого смысла.

Опека разума исчезала, человек как бы возвращался в царство бессловесных. Поэтому Дионис почитался божеством безумия. Ведь он сам- олицетворение иррациональной стихии, безумствующий Вакх, как его называл Гомер. Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром.

Тогда удивительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Счастлив, если приобщен ты Оргий Матери Кибелы Если, тирсом потрясая, Плюща зеленью увенчан, В мире служишь Дионису Еврипид. Вакханки.78-82 Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливший зной, нежные цветы и отвратительный паук- во всем заключено божественное.

Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда священное безумие Вакха, вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествляется с ней и значит- с Дионисом МеньА.В. Указ. соч. Т.4. С.42 Вакханки издают пронзительные крики, оглашают горы безумным смехом.

Они убежали от привычной жизни, отвергли человеческую пищу, стали дикарями, животными. Все влечет их- и объятия первого встречного, и детеныши зверей, которых они кормят своим молоком. Оргии растекались по стране с силой настоящей психической эпидемии. Но хотя в них действительно было немало болезненного, в основе своей это явление было куда сложнее простого массового психоза или эротической патологии.

Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила Там же. С.42 Э.Роде метко сравнивал фракийское служение Дионису с эпидемической страстью к пляске, которая от времени до времени проявлялась в Европе в средние века. Впрочем, целью этого дикого влечения было не только чувственное опьянение, но также экстаз, при помощи которого хотели, подобно пляшущим волшебникам дикарей и факирами, войти в непосредственное душевное общение с божественными силами.

Таким образом менадство соприкасается с гаданием и пророчеством. В Греции, где такие проявления религиозного фанатизма распространялись быстро и беспрепятственно, служение Вакху во всяком случае причинило страшное зло. Человеческие жизни массами приносились в жертву этому неистовству, и притом самым отвратительным образом менады растерзывали на части маленьких детей и пожирали дымящееся их мясо при отправлении фаллических культов было также достаточно проявлений полового разврата Иллюстрированная история религий.

Указанную аналогию, проведенную Э.Роде, с большим сочувствием отмечает также Ф.Ф.Зелинский. См. ЗелинскийФ.Ф.Древнегреческая религия. Киев,1993. С.86 Постепенно вакханалии превращались в серьезную общественную угрозу. Легенда связывает это с именем прорицателя Мелампа, мудреца из древнего Пилоса.

Он повел планомерную борьбу против вакхических зверств по его приказу отряды сильных юношей смешивались с толпами взбесившихся женщин и, танцуя вместе с ними, постепенно увлекали их в уединеееые места, где их отрезвляли и успокаивали при помощи изготовленных Мелампом зелий. Меламп, если он историческое лицо, жил, вероятно, еще до того, как дионисизм полонил всю Грецию. Он не отрицал священного характера экстаза менад, и те, кто потом следовали его примеру, лишь пытались оздоровить культ Диониса, очистив его от дикости и извращений.

По словам Ф.Ф.Зелинского, реформа Мелампа состояла в том, что он оргиастический культ Диониса, опасный для общественной нравственности, ограничил пределами времени и места временем стали так называемые триетериды трехлетия, то есть, по-нашему, через год, местом- нагорные луга Парнаса туда греческие государства посылали своих представительниц-вакханок, которые и должны были чествовать бога установленными ночными хороводами ЗелинскийФ.Ф. История античной культуры.

СПб 1995. С.116-117 Однако опыт дионисизма имел для Греции не только отрицательные последствия. Он яснее дал почувствовать человеку его двойственную природу. Едва лишь затухало пламя экстаза, на смену восторгам приходило тошнотворное чувство похмелья, горькое сознание своего бессилия. Казалось, будто бы на человека, в какой-то миг ощутившего радость свободы, надевали цепи он вновь становился узником Судьбы, рабом Ананке- необходимости.

Когда радения сменились праздниками, этот контраст исчез. И именно опыт слияния с Целым и последующего падения во тьму бессилия был осмыслен в первом греческом религиозном учении- орфизме МеньА.В. Указ. соч. С.46 Итак, материал, проанализированный в данной главе, позволяет выделить два разнородных элемента в культе Диониса. С одной стороны, это был древний сельскохозяйственный культ, связанный с производящими силами природы.

Несмотря на обычную для такого рода культов вольность, он был глубоко укоренен в традициях гражданской общины и не задевал своей освященной обычаем распущенностью моральных устоев. Эти формы культа находили свое выражение в крестьянских праздниках в честь Диониса. Но параллельно с этими традиционными формами культа в Греции с VIIв. до н.э. получили распространение оргиастические празднества Диониса, пришедшие с Востока, сопровождавшиеся крайними, зачастую дикими, проявлениями экстаза.

В дионисических оргиях получала выражение темная сторона человеческой натуры они, как то показывают некоторые сюжеты цикла мифов о Дионисе растерзание Пенфея и т.п встретили сильное сопротивление среди приверженцев традиционной религии, но административные меры не могли остановить его распространения. В этих условиях реформа Мелампа, устранив крайние проявления дионисизма, ввела его в более спокойное русло. При помощи этой реформы новый культ был приведен в гармонию с полисными традициями, которым он первоначально угрожал.

Греки, таким образом, смогли вернуть утраченную было гармонию своей религии. Глава2. Дионис, Либер и вакханалии 2.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозно-культурный конфликт в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии

Ключевые слова культура Древнего Рима, религия Древнего Рима, Вакх, Вакханалии, Либер, Либералии, дело о вакханалиях . Аннотация Работа посвящена… Показано, что в Греции, откуда пришли в Рим вакханалии, культ Диониса имел два… Именно поэтому они вызвали столь решительную реакцию. Однако стоит особо подчеркнуть эта реакция как и в случае с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы культа Диониса в Греции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение и деяния Диониса
Происхождение и деяния Диониса. Сын Зевса, Дионис, я- у фиванцев. Здесь некогда Семела, Кадма дочь, Меня на свет безвременно явила, Поражена Зевесовым огнем. Из бога став по виду человеком, Я подхо

Особенности римской религии
Особенности римской религии. Религия римлян составляла необходимое условие процветания государства. Она сопровождала на всяком шагу как общественную, так и частную жизнь. Всякое предприятие требова

Дело о вакханалиях римляне и оргиастический культ
Дело о вакханалиях римляне и оргиастический культ. В следующем году заговор внутри государства отвлек новых консулов Спурия Постумия Альбина и Квинта Марция Филиппа от командования войсками и други

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги