рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности римской религии

Особенности римской религии - Дипломная Работа, раздел Религия, Религиозно-культурный конфликт в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии Особенности Римской Религии. Религия Римлян Составляла Необходимое Условие Пр...

Особенности римской религии. Религия римлян составляла необходимое условие процветания государства. Она сопровождала на всяком шагу как общественную, так и частную жизнь. Всякое предприятие требовало гадания по полету птиц- ауспиций, всякое грозящее несчастье- искупительной жертвы. Таким образом, религия была вместе и государственным учреждением, и основой государства такое противоречие не шокировало философски-необразованных римлян.

Во всяком случае, между государством и религией существовала внутренняя связь и сакральные дела относились к государственному управлению. Если Цицерон говорит об особых религиозных законах, то при этом он имеет в виду не только обряд общественного культа, но и обряды, совершаемые частными лицами Иллюстрированная история религий. С.343. В данном месте имеется в виду текст религиозных установлений, которые излагаются от имени Цицерона в его диалоге О законах II.8.19-23 Древнейшую римскую религию Г.Виссова в своей книге Религия и культ римлян характеризует как очень примитивную, приспособленную к простым потребностям древнего быта, лишенную святилищ, изображений богов, мифологии, родственных отношений между богами, т.к. пары совместно почитавшихся божеств, например, Фавн и Фавна, Опс и Конс, Либер и Либера не составляли супружеских пар, а признававшиеся понтификами Нериене Марса, Молы Марса, Луа Сатурна, Хора Квирина, Вириты Квирина и т.п. были связаны в основном с богами как их служители, именовавшиеся в гимне аральских братьев famuli или anculi divi История Древнего Рима. Учебник Под ред. В.И.Кузищина.

М 1993. С.42 Г.Виссова считает, что на всех этапах развития римской религии, решающую роль играло государство.

Отдельные слои населения объединились вокруг государственных богов ремесленники вокруг Минервы, рабы вокруг Дианы, всадники вокруг Диоскуров, а плебеи связывали себя с триадой Цереры, Либера и Либеры.

Важную роль в общественной жизни Рима с раннего времени играли различные празднества и представления. На первых порах общественные представления были вместе с тем религиозными церемониями, непременной частью религиозных праздников. В VIв. до н.э. стали устраивать представления светского не религиозного характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним, а в течение нескольких столетий- просто единственным, римским гражданским праздником был праздник Римских игр. С IIIв. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов цереалии в честь Цереры, виналии- праздник виноградного сбора, консуалии- праздник жатвы, сатурналии- праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии- праздник пастухов.

Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения ВинничукЛ. Указ. соч. С.173-175 В римской религии, как и в других примитивных религиях, придавалось большое значение обрядам очищения, люстрации. Они производились по самым различным поводам, начиная от смертного случая в фамилии, которую следовало очистить, принеся жертву Церере.

Считалось, что очищение можно производить огнем, водой и воздухом. Например, обычай качаться на качелях в праздник Либера объясняли тем, что таким образом достигалось очищение воздухом. При святилищах обычно были резервуары воды для очищения приходивших в святилище водой. Все это было связано с древними обрядами очищения. В более позднее время сохранились и реминисценции фаллических культов, возможно, раньше игравших более значительную роль. К этим культам относился, например, бог Mutunus Tutunus.

По Фесту, ему приносили жертву матроны в святилище на Велии со времени основания города. Он же имел известное значение и в свадебных обрядах. Сделанный из зелени и цветов фаллос в праздник Либера возили по городу, а затем водворяли в храм История древнего Рима. С.43 Традиционная римская религия носила печать формализма и трезвой практичности от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы.

В отношении к богам действовал принцип я даю, чтобы ты дал do, ut des. Римляне обращали внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот что говорит Дионисий Галикарнасский, писатель Августовой эпохи, олатинившийся грек, поклонник Рима, поборник его порядков и его духа, в замечательном противопоставлении греческого и римского культа У римлян нет речи об Уране, оскопляемом своими сыновьями, или о Кроносе, уничтожающем свое потомство.

Нет речи о Зевсе, упраздняющем власть Кроноса и заключающем его в темницу Тартара, его- своего отца. Нет речи о битвах и ранах богов, об их узах и рабской службе у людей. Нет у них печальных торжеств, справляемых в траурных одеждах, с плачем и рыданиями женщин, в память богов гибнущих, каковы у эллинов поминки по похищенной Персефоне и празднования страстей Дионисовых и другие им подобные.

У римлян, даже в наше время растления нравов, не увидишь боговдохновенных исступлений, экстаза корибантов и скопища вакхических и мистических очищений, и всенощных служений, совершаемых мужчинами совместно с женщинами. Нет вообще ничего подобного этим чудовищным обычаям но все, что до богов прилежит, совершается и толкуется с тем благочинием, какого не встретишь ни у эллинов, ни у варваров Цит. по Иллюстрированная история религии. С.308 В силу всего этого римская религия при внешне очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, была наполнена суевериями, отличалась малой духовностью.

Именно с этим связана довольно значительная популярность в более поздние времена иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Г.Буассье, один из классиков науки в области исследования римской культуры, писал Благочестие италийца было смирнее и почтительнее благочестия грека он держался подальше от своих богов, не дерзал подходить к ним близко и подробно их рассматривать. Следствием подобной робости италийца было то, что, не смея никогда взглянуть прямо в лицо своим богам, он видел их очень неясно.

Боги для него не имеют определенных форм, он скорее представляет их себе в символах, нежели в образах. Следовательно, можно допустить, что если бы Рим не приобрел знакомства с Грецией, в нем едва ли мог бы развиться антропоморфизм.

Сам по себе римлянин чувствует как бы отвращение слишком откровенно делать из своих богов таких же людей, как все БуассьеГ. Римская религия от времен Августа до Антонинов. М 1914. С.16-17 Процитированная характеристика очень точно отмечает характерные черты древнеримской традиционной религиозности. Поспорить можно только в одном оценке степени греческого влияния. Дело в том, что это влияние, хотя и являвшееся самым мощным и продуктивным, было далеко не единственным и не самым ранним.

Уже давно было замечено, что ранний Рим по своим устоям напоминал Спарту с ее изоляцией и закрытым режимом. Но было и различие между ними. Как ни стремилось римское общество хранить себя от всего инородного, оно не застыло в абсолютной замкнутости. Охранительную тенденцию постепенно стала уравновешивать открытость к влияниям, которые насыщали латинство все новыми и новыми элементами. В древности важнейшим из этих элементов был этрусский МеньА. Указ. соч. Т.6. С.295. С течением времени влияние этрусков простерлось так далеко, что некоторые из них добились римского трона.

Это, правда, не значило, что Рим покорился Этрурии в политическом отношении. Она не могла создать единой и сильной державы. Что же из этрусской религии проникло в римскую? Установить это трудно хотя бы потому, что о мировоззрении этрусков вообще мало известно. Подобно всем язычникам, они чтили множество богов, главой которых был Тин, или Тиния. Находясь в тесных отношениях с греками, этруски переняли от них и культ Олимпийцев.

Несомненно, что в Этрурии сложились свои мифы, однако ни один из них не дошел до наших дней. Можно полагать, что лишь некоторые, и притом второстепенные, фигуры этрусского пантеона вошли в систему верований Рима МеньА. Указ. соч. Т.6. С.296 Цари-этруски, притязая на самодержавную власть, старались укрепить и национальную религию римлян. На Капитолии начал строится храм Юпитера, получившего титул всеблагого и высочайшего. Тарквинии хотели превратить капитолийских богов и покровителей их монархии.

Но замысел этот был опрокинут сопротивлением патрициев. Еще не завершилось строительство царского храма, как римская знать поднялась против Тарквиния и изгнала его из города. В 509 году потерпели поражение войска этрусков, пытавшихся вернуть царю его трон, и в Риме была провозглашена республика. В установленные дни на площадь собирались все полноправные граждане, носившие оружие. По их воле власть на год вручалась двум консулам. Постоянным правительством стал патрицианский сенат.

Начиная с IIIв. до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, поскольку считалось, что включение новых богов усиливает мощь римлян. Так, в конце IIIв. до н.э. римляне заимствовали из Фригии почитание Великой Матери Богов. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с и восточными богами, которые находили почитателей среди римского населения.

Прибывшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя чужеземные религиозные воззрения. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов.

Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги- это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинала скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривала религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к религиозным традициям у аристократии подрывали официальную римскую религию.

Бурные события гражданских войн, частые конфликты вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы- Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои, низшие слои населения мечтали о появлении мессии, бога-спасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

Именно в таком религиозном контексте и на таком духовном фоне следует рассматривать и традиционный культ Либера, и распространение вакханалий в Риме во IIв. н.э. 2.2 Либер народный сельский культ в Римской республике Либер Liber в римской мифологии был древним богом плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства. В отличие от греческого Диониса, он имел женскую параллель- Либеру, иногда отождествлявшуюся с Ариадной.

Либеру, Либере и Церере в 494г. до н.э. в Риме был построен греческими мастерами храм, ставший религиозном центром плебеев в период их борьбы с патрициями. Эта плебейская триада богов противопоставлялась патрицианской триаде Юпитер, Юнона и Минерва, почитавшейся в храме на Капитолии Тит Ливий. История Рима от основания Города. III.55.7 После уравнения сословий плебейская триада вошла в общеримский пантеон, а Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов по созвучию имени Либер со словом libertas, свобода. Насколько такое отождествление было исконным? Можно ли считать, что храм Либера, Либеры и Цереры с самого начала был предназначен для того, чтобы стать религиозным центром плебеев, а плебейская триада была противопоставлена патрицианской Каптолийской троице? Ряд соображений говорит в пользу того, что вряд ли трактовка связи Либера и свободы была современна сооружению храма плебейской триады. Ее главным значением были функции входивших в нее божеств стимулировать плодородие и цементировать единство общин, воздававших им культ на перекрестках.

Но такие функции должны были делать эти божества равно нужными как плебеям, так и патрициям, которые тоже были заинтересованы в хорошем урожае и размножении стад. Храм был выстроен по обету, данному диктатором Авлом Постумием ради блага города, т.е. всех граждан, а посвящен он был в связи с неурожаями по решению сената, что также говорит о том, что первоначально он имел общеримское значение.

Таким образом, превращение храма в плебейский произошло позже и могло быть вызвано следующими обстоятельствами.

В ходе борьбы патрициев и плебеев был принят lex sacrata о народных трибунах. Нарушивший его предавался подземным богам, а именно- Церере. Когда закон был принят, все принесли присягу не принуждать народных трибунов делать что-либо против их воли, не бить и не убивать их, а кто это сделает, будет проклят sacer, и его имущество будет посвящено Церере.

Таким образом, одна из богинь, почитавшихся в храме, возведенном Постумием, оказалась как бы гарантом благополучия плебеев и безопасности их вождей, а сами боги превратились в плебейских божествШтаерманЕ.М. Социальные основы религии Древнего Рима. С.85 И все-таки связь Либера и свободы была. Как отмечает Л.Преллер, Либер, или, как он обычно называется, Либер Патер, является, собственно говоря, Освободителем. Корень -lib, в более старом языке -loeb, очевидно, следует отличать от слов lubet, libet хочется, желательно, откуда происходят имена римских богинь Либентия, Либитина и т.д. Вообще, с этим корнем, очевидно, связан также глагол libare жертвовать, приносить жертву, но не только в смысле приношений культовых, но и проливающейся, текущей благодати в общем, растительного изобилия вообще PrellerL. Romische Mythologie.

S.441-442. Ср. Этимологию имени Либер у Блаженного Августина По их мнению Либер назван так от освобождения liberamentum, потому что по милости его мужчины освобождаются от семени, когда испускают его при совокуплении по отношению к женщинам- так как их они представляют испускающими семя- ту же роль исполняет Либера, которую они считают и Венерой.

Поэтому во храме Либера выставляется мужской член, а во храме Либеры- женский. Либеру, сверх того, предлагают и женщин, и вино, для возбуждения похоти. Отсюда вакханалии отправляются с величайшем безумием. Сам Варрон сознается, что подобные вещи могли твориться совершающими вакханалии не иначе, как при умственном исступлении О граде Божьем. VI.9 . Очень вероятно, что повсеместно упоминается в надписях Южной Италии жрица Цереры и Венеры означает жрицу Цереры или Либеры.

См. PrellerL. Op. cit. S.442 Кроме того, в смысле освобождения от забот и хлопот, которые в Италии сделались его сущностью, италийский Либер соответствует более всего греческому Дионису-Лисию или Лиэю Освободителю. Видимо, эта ипостась Либера испытала сильное влияние южноиталийских греков из Кампании. Именно Кампания был той областью Италии, над которой Церера и Либер во всей полноте простирали свои дары. Истории о почитании Бахуса добрыми поселянами, которых он обучил разведению винограда, и до этого были многочисленными в области фалернских вин, откуда этот бог распространился далее в Италию.

Здесь культы греческих богов встречаются с более древними италийскими, со старинными народными обрядами и праздниками виноградной лозы на этой почве греческий Лиэй превращается в веселого бога шуток и необузданной веселости, в том самом смысле, в котором в старые времена говорили о libertas, свободе, и имели обыкновение персонифицировать ее в виде красивой и богато украшенной женщины, от которой происходит изобилие и сила, избыточные урожаи и связанные с этим радости веселого и беззаботного образа жизни Ibid. S.440 Впрочем, существенным отличием италийского Либера от греческого Диониса оставалось то, что он, вплоть до времени эллинизации римской культуры, так и не приобрел четко выраженной иконографии.

Представления о свободе всегда были неразлучны с Либером и Либерой, и даже праздник сбора винограда был воспринимаем как всегда сопровождавшейся с этой стороны необузданной свободой в речах и потреблением новособранного урожая.

Далее, Либера и Либер являются богами всей обильной продукции, к которой следует относить не только урожаи полей, но и плодовитость людей и скота. Отсюда- традиционный для этого круга представлений как у греков, так и в Италии и у многих других народов, символ, фаллос или, как сказали бы в Италии, фасцинум. fascinum, который во время сбора винограда возили по стране от селения к селению на повозке с большой пышностью и религиозной торжественностью, пока не привозили в город Августин.

О граде Божьем. VI.9. Культ Либера, естественно, вызывал негодование у христианских авторов, и августин посвятил его обличению целую главу с характерным названием О мерзости культа, совершаемого в честь Либера. В ней он писал А до какой мерзости достиг культ Либера, которому они усвояют власть над жидкими семенами, а потому не только над жидкостями плодов, между которыми своего рода первое место занимает вино, но и над семенами животных об этом жаль было бы говорить по причине продолжительности речи но не жаль в виду их горделивой тупости.

Впрочем, я все же нахожу себя вынужденным опустить кое-что, так как всего очень много. Он говорит, что на перекрестках Италии некоторые подробности культа Либера совершаются с такою отвратительною свободою, что в честь его почитается срамной мужской член почитается не с сохранением сколько-нибудь скромной тайны, а с открытым и восторженным непотребством.

Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в самый город. В городе же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжении которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон обязана была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, должен был умилостивляем быть бог Либер ради урожая так должна была удаляема быть язва от полей нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины.

Стало быть, одного Сатурна считалось недостаточным для семян, если нечистая душа имела случай к изобретению многих богов, и отвратившись вследствие нечистоты от единого Бога и через многих богов развратившись жадностью еще к большей нечистоте, называла эти святотатства священнодействиями и отдавала себя на поругание и осквернение толпы мерзких демонов Августин.

О граде Божием. VII.21. В Лавинии, древнем городе латинских пенатов, был даже целый месяц, посвященный Либеру, и на протяжении всего этого периода дозволялись необузданные забавы, до тех пор, пока его символ не бывал пронесенным через рынок и вновь не находил покоя в храме Либера.

Здесь было даже в обычае, чтобы самые почтенные матроны в селениях увенчивали фасцинум как символ исходящего от бога плодородия, а равным образом- как магическое средство спасти это плодородие от зависти, дурного глаза, ворожбы и т.п. тот же самый символ, тем же самым способом и с теми же знаками отличия, также обыкновенными у древних, был привычным и в римских и италийских городах. Поэтому даже так называемые фасценнинские стихи fascennini versus, в которых радость сбора урожая сочеталась с удовольствием крепких шуток, лучше всего выводимы от этих сельских шествий с фасцином Гораций.

Письма. II.1.145сл. Вергилий. Георгики. II.385 Тит Ливий. История Рима от основания Города. VII.2 Отсюда эти стихи и эти песни были приняты также в свадебные процессии, где они исполнялись как магическое средство обеспечить плодородие новобрачной См. СергеенкоМ.Е. Жизнь древнего Рима. М 1964. С.201,321 Таким образом, Либер и Либера чтились в Риме и сельской местности наряду друг с другом и наряду с Церерой и другими богами земного плодородия, однако только в народном значении богов, заведовавших урожаем, а не в мистическом значении экстатических культов богов, как это было у греков, в том числе и южноиталийских.

В Риме до поры до времени из-за естественной сухости религиозного чувства, а позже- и в силу государственного закона, отправление экстатических культов было категорически исключено. Главным праздником Либера и Либеры в сельской местности оставалось время уборки урожая, которое праздновалось по всей Италии с большой радостью и необузданной веселостью, постоянно прерывая государственные и судебные дела Об участии в этом празднике высокопоставленных лиц см. Тацит. Анналы. XI.31 Элий Лампридий.

Гелиогабал.11 Юлий Капитолин. Антонин Пий.11 Варрон в трактате о сельском хозяйстве советует призывать 12 главных для земледельца богов и оговаривает, что это должны быть не городские боги, а наиболее важные для сельского хозяйства Варрон.

О сельском хозяйстве. I.1.4-6 Среди них и Церера, и Либер, дающие пищу и питье. И знатные, и простые люди имели обыкновение предаваться радостям этого времени, что особенно относится к все еще очень веселой сельской местности, в которой сохранила свои права часть древних обычаев, с подвешиванием на деревья осцилл, маскарадами и закланием козла как традиционной жертвы Отцу Либеру Праздник этот происходил 17 марта ШтаерманЕ.М. Либер МНМ. М 1981. Т.2. С.53 . О его обрядах см. Вергилий.

Георгики. II.380сл. Тибулл. Элегии. II.155сл. Варрон. О сельском хозяйстве. I.2.19 О последнем обряде Вергилий писал так 380 Козья вина такова, что у всех алтарей убивают Вакху козла и ведут на просцении древние игры. Вот почему в старину порешили внуки Тесея Сельским талантам вручать награды с тех пор они стали Пить, веселиться в лугах, на мехе намасленном прыгать. 385 У авзонийских селян- троянских выходцев - тоже Игры ведут, с неискусным стихом и несдержанным смехом, Странные хари надев из долбленой коры, призывают, Вакх, тебя и поют, подвесив к ветви сосновой Изображенья твои, чтобы их покачивал ветер. 390 После того изобильно лоза, возмужав, плодоносит.

В лоне глубоких долин- виноград и в рощах нагорных, Всюду, куда божество обратило свой лик величавый. Будем же Вакху почет и мы воздавать по обряду Песнями наших отцов, подносить плоды и печенье. 395 Пусть приведенный за рог козел предстанет священный, Потрох будем потом на ореховом вертеле жарить Вергилий.

Георгики. II.380-396 Интересно, что и в Италии существовал обычай в праздник Либера на перекрестках качаться на качелях, подобный греческому обычаю, практиковавшемуся во время Малых Дионисий. Народное предание объясняло его поисками на земле и на небе исчезнувшего Латина- в римской мифологии сына Фавна и родоначальника племени латинов ШтаерманЕ.М. Латин МНМ. Т.2. С.40 Даже винодавильню и приготовление вина пронизывает та же самая радость дела, в силу которой все люди, прессы, молодое вино приобщились через жертвы и дары к культу Либера и Либеры Колумелла.

О сельском хозяйстве. XII.18.4 С ростом городского населения, оторванного от земледельческих циклов, от сельских общин, от природы в целом, все более различными становятся религиозные представления сельского и городского плебса. Либер теперь все более ассоциируется со свободой, со свободным городом ШтаерманЕ.М. Социальные основы религии Древнего Рима. С.133-134 Поэтому его изображения, как и его спутника, знаменитого силена Марсия из Малой Азии, нередко находились на рынках, в том числе- и в Риме Сервий.

Комментарий на Вергилия. Энеида. III.20 IV.58 В соответствии с этим, и Либералии, отмечавшиеся в городе, приобрели иной характер. Это был чисто городской праздник, в котором преобладал дух горожан. Обычным жертвенным даром была так называемая liba, т.е. жертвенная пища из полбы, меда и масла, подносившаяся Либеру, явно, ввиду четкого отзвука его имени PrellerL. Op. cit. S.444 В этот день молодежи низшего поля имели обыкновение представлять так называемую toga libera здесь, таким образом, Либер вновь является богом свободы Овидий.

Фасты. III.777 Цицерон. К Аттику. VI.1.12 IX.9.4 Обычай именно в этот день облачать юношей во взрослую одежду Овидий объясняет таким образом Мне остается сказать, почему дают вольную тогу В твой светоносный день мальчикам, юноша Вакх. Иль потому, что ты сам остаешься мальчиком или Юношей вечно, своим видом с обоими схож 775 Иль, если сам ты отец, отцы твоему попеченью И твоему божеству препоручает сынов Иль, раз ты волен, детей облачают вольной мужскою Тогой и в жизненный путь вольно пускают идти Иль потому, что когда прилежней работали в поле 780 Встарь, и сенатор следил сам за отцовской землей, И когда от сохи шагали к консульским фаскам, Не постыдяся своих грубых мозолистых рук Все собирались толпой селяне на игрища в городНе для веселых забав, а чтобы славить богов 785 Чествовался в этот день бог- даритель лозы виноградной Вместе с богиней, в своей факел несущей руке, И для того, чтобы больше людей новичка поздравляли, Тогу надевшего, стал день этот зрелости днем Овидий.

Фасты. III.771-788 Итак, для народа Либер-Дионис был богом растительности и особенно виноделия, сравнительно недавно выделившимся из группы духов-силенов, сатиров, нимф и других, обладавших аналогичными функциями.

Это обеспечило ему популярность среди сельского плебса, а затем- и городского. Для него Дионис-Либер, видимо, был не только и не столько земледельческим богом, сколько богом-хранителем свободы во всех ее проявлениях, от гражданской до буйной свободы сельскохозяйственных праздников.

В этих своих качествах он отчасти совпадал с греческим Дионисом, чем было вызвано их сравнительно легкое отождествление О судьбе культа Либера-Диониса в императорскую эпоху см. ШтаерманЕ.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М 1961. С.247-249 Если римляне и не имели столь подробной мифологии Либера, как греки для своего Диониса, то, во всяком случае, ни функции этого бога, ни формы обрядности на его праздниках, не отличались от аналогичных им греческих проявлений культа Диониса по своей сути, временами даже совпадая вплоть до отдельных мелочей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исток конфликта лежал отнюдь не в культе Диониса самом по себе и не в его противоречии духу римской религии, общественной нравственности и т.п. Происхождение конфликта было иным, и для того, чтобы его выявить необходимо обратиться непосредственно к событиям, всколыхнувшим римское общество в 186г. до н.э. 2.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозно-культурный конфликт в Риме. Оргиастические формы культа Диониса - вакханалии

Ключевые слова культура Древнего Рима, религия Древнего Рима, Вакх, Вакханалии, Либер, Либералии, дело о вакханалиях . Аннотация Работа посвящена… Показано, что в Греции, откуда пришли в Рим вакханалии, культ Диониса имел два… Именно поэтому они вызвали столь решительную реакцию. Однако стоит особо подчеркнуть эта реакция как и в случае с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности римской религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение и деяния Диониса
Происхождение и деяния Диониса. Сын Зевса, Дионис, я- у фиванцев. Здесь некогда Семела, Кадма дочь, Меня на свет безвременно явила, Поражена Зевесовым огнем. Из бога став по виду человеком, Я подхо

Формы культа Диониса в Греции
Формы культа Диониса в Греции. Сельскохозяйственные праздники в честь Диониса. Дионисии Быстрой стопою приди, о владыка, к давильному чану Руководителем будь нашей работы ночной Выше колен подобрав

Дело о вакханалиях римляне и оргиастический культ
Дело о вакханалиях римляне и оргиастический культ. В следующем году заговор внутри государства отвлек новых консулов Спурия Постумия Альбина и Квинта Марция Филиппа от командования войсками и други

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги