Религия первобытного общества

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра философии ДОКЛАД на тему Религия первобытного общества Выполнил Гусев А. О. НОВОСИБИРСК 2001 Содержание 1. Начало религии.2. Культ Богини-матери 3. Фетишизм 4. Тотемизм 5. Культ животных 6. Анимизм 7 Начало религии. Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий В своей книге Первобытная культура, в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод нет, наука не знает таких племн.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый это археологические находки, и среди них немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами.

Второй это мифы, легенды, поверья племн, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя иногда их называют дикими, но человек конца ХХ столетия, окружнный могучими техническими приспособлениями, порой завидует дикарю, беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны всех этих прелестях цивилизации.

Во всяком случае, именно у народов по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придтся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек и не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа живая. Камни, деревья, реки, облака вс это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь.

И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. Люди наблюдали, как из земли появляются ростки, крепли, становились деревьями значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными рыбами и птицами.

Кто-то, наконец, произвл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времн, просто не мог не ощутить не зримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учные встречают почитание этой силы в лице Богини Матери.

Культ Богини-матери

Попытка обратить их в истинную веру не удались, поскольку местное насе... В противном случае членам семьи грозит гибель. Тотемизм это система религиозных представлений о родстве между группой... Тотемизм это религия раннеродового общества, где кровнородственные свя... По мере исторического развития большинство народов утратило тотемическ...