рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Немного о происхождении термина

Работа сделанна в 2000 году

Немного о происхождении термина - Реферат, раздел Религия, - 2000 год - Русское православие, как разновидность христианской религии Немного О Происхождении Термина. Вообще, Происхождение Данного Термина Правос...

Немного о происхождении термина. Вообще, происхождение данного термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия ortodox, в этимологии которого содержатся греческие слова, переводимые как правильное мнение1. К определению я добавлю, что понимать православие надо не как религию, а как теологическую систему, включающую ядро и множество толкований основ его. Именно так надо понимать православие с точки зрения краеугольного камня сей теологической системы принципа соборности, который отсутствует в католицизме и его толках.

С другой стороны, это понятие означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками.

Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п. В истории христианства ортодоксия всегда занимала заметное положение, вплоть до самоназвания через этот термин одной из конфессий.

Вошедшее в обиход славянского мира слово православие калька греческого понятия. Сакральность и неповрежденность основоположений новой веры выступали свидетельствами ее непогрешимости, из чего выводился приоритет христианства для общественных порядков и нравственности, по сравнению с гетеродоксией разномыслием и политеизмом. Свое понимание ортодоксии греко-кафолическая церковь распространяла и на смежные с Византией области славянства.

Наибольший масштаб ее влияние получило в Киевской Руси, где греческое христианство оказалось лучше всего совместимо с процессами, происходившими в общественном устройстве и государственной идеологии. 1 Христианство Словарь Под общ. Ред. Митрохина Л.Н. и др. М. Республика. 1994. Стр.235. Руси как простое копирование византийского образца. На ранней стадии христианизации конец Х - середина XI веков одним из ведущих мотивов новой веры стала, по всей вероятности, очевидная инициаторам крещения Руси 988 г. ограниченность прежних культов для складывавшегося государственного порядка.

Поэтому сам факт вхождения в общехристианское пространство уже имел чрезвычайное значение, открывая многообещающие перспективы во всех областях. Можно также полагать, что впечатления от данной акции переживались ее современниками без особого углубления в догматические тонкости, выглядевшие вторично по сравнению с самим событием.

По этой причине подробности расхождений, обострившихся внутри христианства к середине XI века, воспринимались в русских землях еще довольно отвлеченно. В известной степени, подтверждением свободного отношения к никейской ортодоксии служит полуарианская закваска в тексте Символа Веры, который приводится летописным сводом начала XII века Повесть временных лет как образец избранного Русью вероисповедания имеется в виду указание на подобосущность Бога Сына Богу Отцу1. Вдобавок, отношения с Византией, откуда перенимались культ и церковное устройство, в силу взаимных политических претензий были не всегда безупречны.

Это определенно сказывалось на интерпретации укоренявшейся религии. Нередкими даже были демонстративные контакты русских правителей с посланцами римско-католической церкви. 1 Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. М. Христианская литература. 1992. Стр. 132 Но все-таки строй древнерусской государственности оказался более близок именно византийскому варианту взаимоотношений власти с церковью.

Это стало решающим для судьбы греческой ортодоксии, которая укрепляется на Руси как непременный компонент христианского исповедания. Однако здесь у нее появилось новое измерение. Изначально произошедшее сочетание восточно-христианской церковности с традиционным укладом древнерусской культуры привело к возникновению такого типа религиозной жизни, который воплотил в себе весьма специфическое понимание правоверия или православия, как стали называть приверженность к ортодоксии.

Прежде всего обнаруживается, что охранение начал православия выходит за церковно-богословскую сферу и превращается в важнейшую функцию государства. Неуклонность следования вероучительной парадигме выступает уже не только критерием православности, но и свидетельством лояльности мирским властям1. Те, в свою очередь, обеспечивают духовную монополию принятой версии христианства. В отечественной истории периода XIV - XVII веков эти обстоятельства способствовали, в конечном итоге, бесповоротному возобладанию царства в образе становящегося самодержавия над священством.

Позднее, при синодальном возглавлении XVIII - начала XX веков, русская церковь и вовсе утрачивает остатки независимости, а православие превращается в официальную идеологию самодержавной монархии. В этом качестве оно входит во все структуры государства и общества, становясь универсальной санкцией и оправданием действовавших порядков российской жизни.

Совершавшаяся на протяжении тысячелетия ассимиляция православной церкви авторитарным, по многим своим чертам, российским государством привела к воспроизводству особого типа религиозной организации, способной адаптироваться к любым разновидностям отечественной политической системы. 1 История Русской Церкви. В 2-х т. М. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Российский фонд мира. 1997. Стр. 96 Вряд ли это свойство объяснимо только естественной потребностью в самосохранении.

С момента возникновения на долю русской церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские языческие традиции. Существование этой, исполненной мифологизма, культуры продолжалось и в последующем, чему способствовали относительная стабильность общинно-патриархальных отношений и связанные с ними бытовые особенности, нравы, социально-психологические черты русского народа. Скорее всего, испытывая воздействие неискоренимых традиционных факторов, русская церковь оказалась подвержена закономерной эволюции в этноконфессиональном направлении. В результате, она неизбежно стала дистанцироваться от фундаментальной космополитической установки христианства, превращаясь в сугубо национально-государственный институт.

При таком положении церкви, греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получившего название русского православия. В глубине же массового религиозного сознания сложился этнически окрашенный православно-языческие синкретизм1. Не случайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую выступает как национальная религия русских, а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоверие.

Институт церкви оценивается по его позиции в светских делах и по характеру социальной вовлеченности. Однако, следует подчеркнуть речь идет именно о религиозном течении и потому корректный подход к любым проявлениям православия невозможен без знакомства с его основными, культовыми и организационными параметрами. 1 Власова М.Н. Русские суеверия.

М. Азбука. 1998. Стр. 25

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русское православие, как разновидность христианской религии

Но никто из них так и не удосужился систематизировать процесс изучения данной теологической системы.А разделение изучения образа жизни русского… Я говорю о том, что не правильно считать Православие христианством. В… О большей гуманизации в общем понимании мы можем говорить только как о времени зрелости Советского государства.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Немного о происхождении термина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОБ ИСТОЧНИКАХ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
ОБ ИСТОЧНИКАХ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ. Основополагающим источником православия, как и всего христианства, является Библия. Особое значение ей придает образ богодухновенности, то есть внушения людя

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ. Православие исходит из недоступности всей полноты Откровения отдельному человеку. Подлинное восхождение к божественной истине мыслится как соборное действие. С

КУЛЬТОВЫЕ ОСНОВЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
КУЛЬТОВЫЕ ОСНОВЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. Обратимся еще к одному из столпов Православия общей обрядности, а в первую очередь иконопочитанию. Иконопочитание рассматривалось как символ неприемлемого укл

РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ
РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ. Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников. Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги