Немного о происхождении термина

Немного о происхождении термина. Вообще, происхождение данного термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия ortodox, в этимологии которого содержатся греческие слова, переводимые как правильное мнение1. К определению я добавлю, что понимать православие надо не как религию, а как теологическую систему, включающую ядро и множество толкований основ его. Именно так надо понимать православие с точки зрения краеугольного камня сей теологической системы принципа соборности, который отсутствует в католицизме и его толках.

С другой стороны, это понятие означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками.

Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п. В истории христианства ортодоксия всегда занимала заметное положение, вплоть до самоназвания через этот термин одной из конфессий.

Вошедшее в обиход славянского мира слово православие калька греческого понятия. Сакральность и неповрежденность основоположений новой веры выступали свидетельствами ее непогрешимости, из чего выводился приоритет христианства для общественных порядков и нравственности, по сравнению с гетеродоксией разномыслием и политеизмом. Свое понимание ортодоксии греко-кафолическая церковь распространяла и на смежные с Византией области славянства.

Наибольший масштаб ее влияние получило в Киевской Руси, где греческое христианство оказалось лучше всего совместимо с процессами, происходившими в общественном устройстве и государственной идеологии. 1 Христианство Словарь Под общ. Ред. Митрохина Л.Н. и др. М. Республика. 1994. Стр.235. Руси как простое копирование византийского образца. На ранней стадии христианизации конец Х - середина XI веков одним из ведущих мотивов новой веры стала, по всей вероятности, очевидная инициаторам крещения Руси 988 г. ограниченность прежних культов для складывавшегося государственного порядка.

Поэтому сам факт вхождения в общехристианское пространство уже имел чрезвычайное значение, открывая многообещающие перспективы во всех областях. Можно также полагать, что впечатления от данной акции переживались ее современниками без особого углубления в догматические тонкости, выглядевшие вторично по сравнению с самим событием.

По этой причине подробности расхождений, обострившихся внутри христианства к середине XI века, воспринимались в русских землях еще довольно отвлеченно. В известной степени, подтверждением свободного отношения к никейской ортодоксии служит полуарианская закваска в тексте Символа Веры, который приводится летописным сводом начала XII века Повесть временных лет как образец избранного Русью вероисповедания имеется в виду указание на подобосущность Бога Сына Богу Отцу1. Вдобавок, отношения с Византией, откуда перенимались культ и церковное устройство, в силу взаимных политических претензий были не всегда безупречны.

Это определенно сказывалось на интерпретации укоренявшейся религии. Нередкими даже были демонстративные контакты русских правителей с посланцами римско-католической церкви. 1 Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. М. Христианская литература. 1992. Стр. 132 Но все-таки строй древнерусской государственности оказался более близок именно византийскому варианту взаимоотношений власти с церковью.

Это стало решающим для судьбы греческой ортодоксии, которая укрепляется на Руси как непременный компонент христианского исповедания. Однако здесь у нее появилось новое измерение. Изначально произошедшее сочетание восточно-христианской церковности с традиционным укладом древнерусской культуры привело к возникновению такого типа религиозной жизни, который воплотил в себе весьма специфическое понимание правоверия или православия, как стали называть приверженность к ортодоксии.

Прежде всего обнаруживается, что охранение начал православия выходит за церковно-богословскую сферу и превращается в важнейшую функцию государства. Неуклонность следования вероучительной парадигме выступает уже не только критерием православности, но и свидетельством лояльности мирским властям1. Те, в свою очередь, обеспечивают духовную монополию принятой версии христианства. В отечественной истории периода XIV - XVII веков эти обстоятельства способствовали, в конечном итоге, бесповоротному возобладанию царства в образе становящегося самодержавия над священством.

Позднее, при синодальном возглавлении XVIII - начала XX веков, русская церковь и вовсе утрачивает остатки независимости, а православие превращается в официальную идеологию самодержавной монархии. В этом качестве оно входит во все структуры государства и общества, становясь универсальной санкцией и оправданием действовавших порядков российской жизни.

Совершавшаяся на протяжении тысячелетия ассимиляция православной церкви авторитарным, по многим своим чертам, российским государством привела к воспроизводству особого типа религиозной организации, способной адаптироваться к любым разновидностям отечественной политической системы. 1 История Русской Церкви. В 2-х т. М. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь Российский фонд мира. 1997. Стр. 96 Вряд ли это свойство объяснимо только естественной потребностью в самосохранении.

С момента возникновения на долю русской церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские языческие традиции. Существование этой, исполненной мифологизма, культуры продолжалось и в последующем, чему способствовали относительная стабильность общинно-патриархальных отношений и связанные с ними бытовые особенности, нравы, социально-психологические черты русского народа. Скорее всего, испытывая воздействие неискоренимых традиционных факторов, русская церковь оказалась подвержена закономерной эволюции в этноконфессиональном направлении. В результате, она неизбежно стала дистанцироваться от фундаментальной космополитической установки христианства, превращаясь в сугубо национально-государственный институт.

При таком положении церкви, греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получившего название русского православия. В глубине же массового религиозного сознания сложился этнически окрашенный православно-языческие синкретизм1. Не случайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую выступает как национальная религия русских, а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоверие.

Институт церкви оценивается по его позиции в светских делах и по характеру социальной вовлеченности. Однако, следует подчеркнуть речь идет именно о религиозном течении и потому корректный подход к любым проявлениям православия невозможен без знакомства с его основными, культовыми и организационными параметрами. 1 Власова М.Н. Русские суеверия.

М. Азбука. 1998. Стр. 25