РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ

РАСКОЛ И РАСКОЛЬНИКИ. Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников. Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных книг в первой четверти 16 века. Максиму Греку было поручено исправление книг по имеющимся старым греческим образцам.

Но по недостаточному знанию церковно-славянского языка он, по мнению митрополита Даниила, сделал новые ошибки за что и был отстранен от этого занятия. На этом исправление книг пока остановилось. В середине столетия, в 1550 году был созван Собор, который постановил использовать при исправлении книг не подлинники старых книг на греческом, а добрые переводы. Многих священнослужителей белого духовенства привлекли к этой работе. Но ошибок становилось еще больше, так как в исправлениях появлялись в виде догматов то, что раньше догматами не считалось.

Протопоп Черниговский Михаил Рогов и архимандрит Сильвестр возвели в догматы следующее - произносить имя Исус, а не Иисус - двуперстное знамение - употребление просфор при богослужении - хождение посолонь - о чтении в Символе веры о сыне божьем так его же царствию несть конца - о чтении о святом духе в Символе веры, как о Господе истинном - о небритии бород и усов - о сугубой аллилуйе Очень остро встали вопросы о церковном благочинии, о церковном пении, иконописании, церковной проповеди.

В очередной раз исправление книг было приостановлено. И при богослужениях стали применять как исправленные книги, так и старые, неизмененные. Возобновились разговоры об исправлении книг только в 1648 году. Решено было пригласить греческих ученых-богословов. Началось исправление основного служебника. Наконец, 23 апреля 1656 года был созван новый Собор на обсуждение нового служебника.

На соборе выявилось размежевание по следующим вопросам - двуперстное знамение - неизменность Символа веры Постановлением Собора было наложено проклятие на двуперстное знамение и его приверженцев, был допущен к изданию служебник. Преданы анафеме были те священнослужители, которые в последствии также между собой разделились на несколько партий. Ядром раскола оказались Павел Коломенский, Иоан Неронов, Аввакум Повольский, Даниил Костромской. Из них трое остались верны старине, а Павел Коломенский, после снятия Никона с поста патриарха, вновь вернулся в Москву и принял нововведения.

Уже в рядах раскольников появились различные трения по вопросам - как жить вне церкви - иерархия священнослужителей - какие книги использовать - изменять ли обряды или нет С того времени в России сложились два пласта в культуре Православия, и они развивались независимо друг от друга. Среди старообрядцев также есть конфессиональные трения, у них нет единой старой церкви. Есть лишь группы или толки, которые звались по имени основателя. В 1842 году были известны и описаны в докладе Священному Синоду следующие толки Федосеевщина, Филипповщина, Аристовщина, Странники, Рябиновщина.

По типу конфессии и противостоянию отмечались также вреднейшие и наименее вредные. Вот наиболее вредные по выражению архиерея Владимирского Алексия - иудействующие - молокане - духоборцы - хлыстовщина - скопцы - беспоповщина Видимо Алексий путал отдельные секты, толки и церкви старообрядцев, так как иудействующие и духоборцы явно не старообрядцы.1 О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками Тема по сей день остает- 1 Русские.

М. Наука 1997. с.525 ся актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого России были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия оно никогда не способствовало прогрессу.

То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись. И в этом восточная особенность православия восточные религии никогда не ставили целью достижение богатства. Да, впрочем изначально, и христианство к этому не стремилось. Даже католицизм этому не способствовал. Может потому христианская культура в голом виде была так не приемлема для русских Ведь православие это не христианство с особенностями русского колорита, а сумма культурных компонентов, в которой не выделена особая роль служению богу, церковным обрядам.