рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Работа сделанна в 2001 году

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - раздел Религия, - 2001 год - Сравнение таинства крещения в исторической перспективе Развитие Элементов Чина Крещения В Исторической Перспективе. Св. Иустин, Как ...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Св. Иустин, как отмечает архиепископ Филарет Гумилевский, занимает первое место после мужей Апостольских, являясь учителем Церкви с ревностью и духом Апостольским 12, с. 62. Именно по этому нам важно его свидетельство о чинопоследовании Крещения, приведенное Митрополитом Московским и Коломенским Макарием Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся потом проводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т.е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого 7, с. 323. Митрополит Московский и Коломенский Макарий наряду с этим приводит и другие аналогичные свидетельства пастырей и учителей Церкви о совершении Таинства Крещения в первые века. В I II в.в. в чинопоследование Таинства Крещения входило оглашение наставление в истинах веры покаяние с отречением от прежних грехов открытое исповедание веры во Христа само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов Во имя Отца и Сына и Святого Духа молитва самого крещаемого.

Однако с позиции упорядочения его составных элементов в I II в.в как указывает А. Алмазов 1, до единообразия в крещальном чине еще было далеко. Начиная со второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным 1 8 11 появляются нововедения введение в крещальный чин заклинательных молитв после Крещения облачение новокрещенного в белые одежды, надевание венца, торжественное введение его в собрание верующих, соединенным с произнесением за него молитв.

Согласно свидетельству Апостольских Постановлений IV век и частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана 11, в приготовительной части Крещения существенное место занимают заклинательные молитвы совершительная часть Крещения начинается отречением от сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды. Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением крещающим слов во имя Отца и Сына, и святого Духа. После принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню Отче наш и другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.

Начиная с III века крещальный чин в различных Церквах представляет собой чин более или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а элементы второстепенные довольно целесообразно группируются вокруг первых.

Таким образом, к концу III века в крещальный чин входят почти все современные обряды, только в более в простой форме.

А. Алмазов 1 указывает, что условия усложнения чина Крещения в III веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии развитие христианского сознания внесение в чин таких действий как освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв вообще направление действующих сил Церкви этого периода свет христианского учения уже проник всюду и наступало время обратить силы на деятельность внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и развитие богослужебно ритуальной стороны христианства.

Однако главным условием было отношение между язычеством и Церковью.

Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви.

Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем случае оглашенных, как также нуждавшихся в подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в общественном богослужении христиан, т.к. общественные моления скорее достигают своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей.

Само оглашение могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7 лет 1 . На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Иисуса Христа о духовно нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, ибо Сказываю же вам всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими Лук. 12, 8. Сломавшийся же под пытками язычников вероотступник, его ждал только один путь в Ад, ибо сказано Спасителем А кто отвергнется от Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими Лук. 12, 9. По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть крещального чина дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня Мтф. 5, 11. IV V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся.

Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству 1. В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно.

Как ответ на это в IV V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом чтобы выразить все величие Таинства Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека 1, с. 648. На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.

С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения.

Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны Крещения.

Именно в этот период, в IV V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов крещального чина. Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения он рассчитался на взрослого человека.

Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев 1. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день. Несмотря на постепенное сужение чина Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами.

Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно без привязки ко времени совершения Таинства Крещения Церковь нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия.

И так, исходя из сказанного 1. Полного развития своей внешней стороны чин Крещения достигает в IV V веках.

Главными внешними факторами его развития явились противодействие в системе христианство язычество результаты процесса развития теоретической христианской мысли. 2. С VI века чин Крещения сужается и делается проще.

Главный фактор введение во всеобщую церковную практику Крещения младенцев. 3. Внутреннее развитие чина Крещения совершилось позднее внешнего окончательное внутреннее развитие в VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века надо помнить, что до XVI века Богослужебные книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения. 4. Чин Крещения первых веков сходен с Крещением настоящего времени не только в существенных, главных аспектах, но и в незначительных частностях. 3. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ. Митрополит Макарий отмечает Главное невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его храмами через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной 7 ,с. 358. История внешнего развития чина Миропомазания гораздо проще, чем Крещения.

Окончательное развитие чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.

Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.

Справедливости ради, надо указать, что некоторые прибавления все же имели место это акт омовения частей тела, помазанных святым Миром чтение апостола и Евангелия.

С позиции внутреннего развития все аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

Все они, определения, могут быть сведены к следующему Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего… Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения не принявший Крещения… В Крещении человек грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом Иоан. 3,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине по

МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был г

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения. В I II веках время Крещения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги