Возникновение

Возникновение. Буддийская, христианская религия и ислам возникли в различных социальных, национальных и духовных условиях, но неизменно в рамках одного и того же процесса перехода от высшего этапа утверждения рабовладельческой системы к дифференцированным формам полусвободного положения, вассальной и крестьянской зависимости в деревне на ограниченной части земли, которая простирается от средиземноморских стран до Южной Индии, охватывая почти целиком пустынные районы Аравийского полуострова.

Буддизм опередил при этом на пять или шесть столетий наступление христианской эры, ислам же возник шестью веками после нее. Это был период, когда на фоне безысходных бедствий несметных масс людей лишенных каких бы то ни было свобод и перспектив на этой Земле, обозначилось учение о некоем спасении проповедавшее надежду на счастливую жизнь, равенство хотя бы в ином мире ожидание, бесспорно, иллюзорное, которое, однако, несло в себе мощный заряд человеческих чувств, различно выражавшихся и преломлявшихся в социальном окружении, политической и культурной среде своего времени.

Когда человек теряет уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от прихоти полководцев или правителей, человек ощущает себя обособленным, затерянном в непонятном ему и враждебном мире. В этих условиях для него выдвигаются на первый план вопросы о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости и несправедливости всего миропорядка, о способах спасения, избавления от страданий, от смерти.

Ф.Энгельс так характеризовал общество и государство римской империи периода упадка Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных11 К.Маркс, Ф.Энгельс, соч Т.21, стр.147. Я вполне согласен с высказыванием Энгельса, потому что налоги, государственные повинности и разного рода поборы втягивали массу населения во все более глубокую нищету.

Не ошибусь, сказав, что этот гнет усиливали наместники, сборщики налогов и солдаты.

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология.11 И.С.Свенцицкая, Раннее христианство страницы историй, Политиздат,М 1987г стр.326 Несколько десятков тысяч членов знатных еврейских семей и ремесленников последовательно высылались сначала в Месопотамию, затем в Малую Азию и Сирию в эпоху войн Антиоха IV Эпифона, в Грецию и в прибрежные города Средиземноморья, включая и Рим. Евреи составляли после этого заметную часть городского населения. Немалое число евреев нашло себе занятие, став солдатами.

Многие были обращены в рабство, но, по крайней мере, не часто состояние зависимости, в которое они попадали, доходило до лишения их всякой свободы и любой экономической и семейной самостоятельности.

В границах Римской империи евреи пользовались даже некоторыми преимуществами однако теократический идеал, в силу которого религиозная община к отождествлению с государством, не мог быть реализован, а если и осуществлялся, то в весьма незначительной мере. Евреи утратили в диаспоре прежнее социальное и идеологическое единство.

Классовые контрасты всплыли в эмиграции на поверхность. Действовавшие в Палестине моисеевы законы более не сдерживали их. Библейское вероучение сохранилось, однако, во всей его совокупности в достаточно чистом виде. Эллинистические культы спасения не сумели освободить в эмиграции официальный иудаизмат нетерпимости и замкнутости, которые обусловили его противостояния первым христианским церквям.

В эмиграции воспринимаемый издали мессия утратил многие признаки династического и военного освободителя, особенно после крушения попыток Ирода реставрировать царство. Немногие привилегированные желали отказаться от своих обычаев и ритуальных табу обрезания, запрета есть мясо забитых животных, если те не были тщательно обескровлены, соблюдение субботнего отдыха, отправления крупных денежных вкладов В Иерусалимский храм. Но в кварталах городской бедноты вера в табу и привязанность к стеснительным прививкам повод для насмешек со стороны соседей и товарищей по работе начали ослабевать.

В начале нашей эры евреи составляли семь млн. в империи, население которой можно определить в 65-70 млн. Таким образом, один житель из десяти был евреем на эллинистическом Востоке эта пропорция доходила до одной к пяти. Из этих 7 млн. не более четвертой части, согласно переписки, проведенной по повелению Августа, имели права римских граждан, то есть были свободными подданными.

В эмиграции в целом численность евреев достигла заметной величины 5 млн. Три основных элемента поддерживало их единство монотеистическая вера, синагога и празднование субботы. Вопрос о будущем мессии их напротив разделял. Концепция некоевого царства - крестьянского, патриархального, дезорганизованного, воплощавшего противоречия между городом и деревней теперь казалось нес ответствовавшей их сложным проблемам. Книги Нового завета зеркало этой ситуации. Все в них выглядит искаженным, когда речь идет о подлинных условиях жизни Палестины, их далекой Родины.

Спиритуализация мессианства иначе говоря, рождение христианства, поскольку оба эти термина эквивалентны могла произойти только в эмиграции. Тот факт, что язык первых евангилий был греческим, а не еврейским, выходит, поэтому за рамки чисто филологической констанции это важнейшее явление, которое образует прочную основу для решения всей проблемы происхождения христианства. Таким образом, в отличии от буддизма и ислама, христианская религия очень рано оказалась связанной с людьми и странами, совершенно отличными от тех людей и стран, которые ее породили.11 Амброжо Донини, 9 истоков Христианства, Политиздат, М 1979г стр.8. ХРИСТИАНСТВО И БИБЛИЯ. Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований передавались изустно от поколения к поколению.

В процессе развития и усложнения общественной жизни людей, с появлением письменности различные религиозные направления осознали необходимость в письменном закреплении своих положений.

Появилась религиозная