Русская православная церковь в первые годы советской власти (1917-1927 гг.)

Министерство образования Российской Федерации Гимназия 1 г.Белово РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1917-1927 годы Конкурсная работа, предаставленная на научно-практическую конференцию Выполнила ученица 11 А класса Литвинова Евгения Научный руководитель к.и.н доцент Брель В.Н. Преподаватель Нестерюк Н.А. Белово 2000 Содержание.Введение Глава 1. Взаимоотношения церкви и государства в период революции и гражданской войны 1917-1921гг. 1. Отношение церкви к революции. Начало конфликта. 2. Обострение борьбы Российской Православной Церкви и государства в период гражданской войны. Глава 2. Изменение в политике Советского государства в отношении церкви и позиция духовенства 1921-1927гг. 1. Конфликт с патриархом Тихоном и секуляризация церковного имущества. 2. Ликвидация патриархии и стимулирование раскола церкви движения обновленцев. Список литературы ВВЕДЕНИЕ До конца 80-х годов история Российской Православной Церкви в послереволюционной России практически не рассматривалась.

Считалось, что утверждение коммунистической идеологии ведет к преодолению религиозного сознания.

Государство проводило политические ограничения церкви и утверждение атеизма. В конце 80-х гг. впервые стали обращать внимание, во-первых на то, что политика государства в отношении церкви менялась на разных этапах советской истории, от попыток к сотрудничеству, в первые месяцы после революции, к вытяснению и ограничению деятельности церкви.

В годы ВОВ Сталин не только снимает ограничения в деятельности церкви, но и возвращает часть храмов, монастырей и помогает восстановлению Московской Патриархии. Вконце 50-х гг. Хрущев активизирует антирелигиозную пропаганду и возобновляет компанию закрытия храмов. В годы правления Брежнева деятельность российской православной церкви, хотя и находилась под жестким контролем, все-таки поощралась и поддерживалась, а антирелигиозные компании были направленны против сектантов, что получало одобрение и Московской патриархии. Таким образом, накоплен большой фактический материал, который пока еще слабо изучен.

Появились публикации Ю. Поспеловского, Васильевой, А. Клибаного но это только первые шаги в изучении сложной и научно значимой проблемы. Я избираю в качестве темы исследования деятельность росийской православной церкви и политику советского государства в первые послереволюционные десятилетия. Хронологические рамки иследования 1917-1927гг определяются тем что на данном этапе и русская православная церковь и советское государство пытались определить свою политику в новых условиях.

Придя к власти, большевики первоначально не стремились к конфликту с церковью, но первые декреты советской власти Об отделении церкви от государства и школы от церкви и переход на грегрианский календарь, по декрету наркома 1918г вызвали осуждение Тихона. Это приводит к конфликту и церковь объявляется оплотом контрреволюции.

После окончания Гражданской Войны Советское государство старается привлечь часть духовенства на свою сторону и одновременно стремится к ликвидации Московской патриархии для того, чтобы ликвидировать самостоятельную роль церкви. Только к концу 1927г. были решены обе задачи удалось обеспечить раскол церкви и усилить преследование тех, кто не готов был к сотрудничеству с советской властью. Данный период является самостоятельным. Его изучения позволяет лучше понять особенности государственной политики в отношении церкви, и закономерности развития самой церкви.

Исходя из этого я ставлю перед собой следующие задачи 1 Изучить

Взаимоотношения церкви и государства в период революции и гражданской войны

24 августа экстренное соборное совещание приняло Послание Священного с... 20 января 2 февраля 1918 г. Поместный собор дал следующую оценку он представляет собой, под видом ... Более того, ропот на политиканствующих церковников усиливался, и исход... Таким образом, в рамках некогда единого русского православия образовал...

Заключение. Великая Октябрьская революция отделила церковь от государства и школу от церкви. Но она не отделила и не могла отделить верующих от религии. Общественный строй, утвержденный Октябрьской революцией, открывал перспективу обновления всей духовной жизни общества. Первые годы существования молодого социалистического государства ознаменовались массовым отходом от церкви верующих, особенно крестьян.

Отход от церкви был и массовым и бурным, сопровождавщимся разрушением церквей и эксцессами по отношению к священнослужителям. Это стихийное движение с трудом поддавалось упорядочиванию. В его водоворот оказались вовлеченными и многие атеисты, что отнюдь не способствовало осуществлению вдумчивой, терпеливой, несущей положительные знания пропаганды. Местные власти зачастую оказывались не на высоте положения, внося порой ненужное озлобление в массовое антицерковное движение, пренебрегая законностью, действуя по собственному усмотрению, которое нередко шло вразрез с директивами Советской власти, указаниями и предостережениями партии.

Между тем для большинства крестьянства отход от церкви не означал отхода от религии. Многие из тех, кто порвал с православной церковью, пополнили в тот период разные организации религиозного сектантства, которые преследовались при царизме. Глубокие процессы происходили и в среде духовенства. Снятие рясы как символа служения антинародным интересам было частым явлением и не вызывало сомнений в искренности совершавших это. Верхи духовенства тем временем лелеяли надежды на порожение революции в ходе Гражданской войны и внесли свою лепту в борьбу с революцией.

Переход к лояльности по отношению к Советской власти реакционной части духовенства произошел в 1923 году после известного раскаяния патриарха Тихона. В течение первой половины и середины 20-х годов стихийная волна безбожия спала, уступив место деятельности организаций Союза безбожников.

Однако набравшая силу инерция выпячивания религиозного вопроса как якобы одног из важнейших для судеб нового общества сказывалась и на деятельности Союза безбожников и других массовых организаций и преодолевалась с трудом. Следует с предельным пониманием отнестись к тому, что свобода совести была выстраданным правом на убеждения не только верующих, но и неверующих. И если люди свободной мысли, которым церковь и царизм зажимали рот, воспользовались этим правом, если в их выступлениях звучал крик души, то было бы ошибкой расценивать эти выступления как гонения на религию.

Список литературы 1. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке М. Изд. Республика, 1995. 2. Зеньковский С. Трагедия русского православия М. Изд. Родина, 1994 3. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах М. Отечественная история 13,1994 4. Московский церковный вестник, 1989,15 5. Вострышев М. Божий избранник.

М. 1990, с.97. 6. Известия ЦК КПСС, 1990, 4, с. 191. 7. Церковные ведомости, 1918, 3-4,с.20.