рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экология православных монастырей

Экология православных монастырей - раздел Религия, Православие и экология Экология Православных Монастырей. После Ренессанса Европейское Общество, Испо...

Экология православных монастырей. После Ренессанса европейское общество, использовав выработанные христианской культурой формы, обмирщив их, добилось решающих успехов в материальной стороне цивилизации.

Человечество поставило эти формы на служение своим идолам, выпустило на волю джинна в социальных процессах. Не в последнюю очередь это проявляется в отношениях общества с природой. Восстановление утерянного равновесия и гармонии между человеком и космосом, безусловно, надо начинать с пересмотра духовных основ. Для этого необходимо научиться видеть новые грани традиционной христианской культуры, в том числе такого важного ее элемента, как монашество.

Экологический кризис, с христианской точки зрения, означает доведение до предела порождаемого человеческой греховностью разлада вселенской гармонии. Поэтому преодоление этого кризиса связано с возможностью так или иначе преодолеть человеческую греховность. Христос совершает Искупление человечества от первоначала греха Он выступает как Новый Адам, основоположник рода спасаемых. Однако Жертвой Христовой не заканчивается дело Богочеловеческого Искупления.

Можно говорить об этом продолжении Его дела и в целом, как об основном мистическом смысле истории новой эры, и в отдельных отношениях - в том числе экологическом. Вспомним, что по Библии после адамова греха следующей ступенью человеческого падения было братоубийство, совершенное Каином. Именно Каин построил затем первый город 1 Быт 4.17. Здесь вспоминается не только тот факт, что экологический кризис имеет своим основанием технизированную цивилизацию и урбанизацию, безмерный рост городов и их населения, сопровождаемые все более широким развертыванием потребительского образа жизни.

Вспомним также замечательные слова блаженного Августина о двух градах, один из которых создан любовью к себе, доходящей до ненависти к ближнему, а другой любовью к Богу, доходящей до самоотвержения. Последние слова святого относятся, конечно, и к Церкви в целом, но в большой степени здесь подразумевается монашество, переживавшее время своего начального расцвета.

Именно монашеское движение выполнило для человечества анти-каинову духовную миссию. Путь монаха уводил прочь от мира. Это было бегство от людей, из гнетущей общественной среды, присвоившей себе христианскую атрибутику, но, как и в языческое время, исполненной вопиющей несправедливостью, насилием, развратом и лицемерием. Здесь можно видеть момент социального протеста, однако это был не путь классовой борьбы - разновидности каинова греха, хотя бы, как в сектах хилиастов, под благовидными знаменами царства Божия на земле.

Это был путь полного самоотречения - тем более, отрешения от видимого, природного бытия. И все-таки, как мы увидим, именно через это отрицание становилось возможным прийти к новому утверждению, обновленному союзу человека с миром. Только таким путем, через причастность Таинству, сотрудничество синергию Богу в искупительном возрождении Вселенной, оказывается в конечном счете достижимо человеком и спасение собственной души. Уходя в уединение ради совершенного исполнения евангельских заповедей, первые монахи не думали ни о каком социальном строительстве или тем более собственном общественном статусе - почетном ангельском чине. Побуждения монахов-первопроходцев столь ясны и непритязательны, что это кажется совершенно неправдоподобным на взгляд нашего умудренного века. Но воздвижение града Божьего на земле стало возможным только благодаря такому простодушному деланию.

Первоустроителям монашества казалось, что достижение цели спасения невозможно без избавления от всего земного.

Поэтому естественным был полный отказ от мира, телесная аскеза и безбрачие. Святые отцы полагали свою опору лишь в мире потустороннем, отвергая ради любви к Богу всякую привязанность к бренному бытию. Само слово монах, в переводе с греческого - уединенный. На Руси монахов называли иноками. Иноки - иные, живущие по иному, чем остальные люди. Все первые монахи были анахоретами - отшельниками. Их именовали также еремитами - пустынниками, что свидетельствует о характере выбиравшихся ими для жительства местностей.

Отшельники удалялись в места пустынные - по экологическим категориям, это полупустыни или микрооазисы среди настоящих иссушенных и раскаленных пустынь. За идеал брались образы пророка Илии и Иоанна Крестителя. В пустынножительстве нельзя видеть какой-то эстетический порыв селиться на диких, экзотических пространствах. Стремление сюда определялось просто необходимостью покидать приспособленные для жизни густонаселенные территории и мир, который во зле лежит, чтобы остаться наедине с Богом. Сами по себе пустынные места - это образ неприветливой, отчужденной от человека и попросту грозной природы.

Это отчасти и символ пустой, непроходной и безводной земли человеческой души, находящейся в отлучении от Бога через страсти - пороки и греховные привычки. В таких местах отшельникам являются в жутком виде демоны, искушающие их. В пустыне водятся львы, гнездятся скорпионы и змеи, представляющие постоянную угрозу жизни.

Здесь обретаются также чудовищные драконы - может быть, не только как призрачные наваждения, ибо жития повествуют о них во вполне реалистической манере, как о чем-то само собой разумеющемся. Вражью силу отшельники побеждают духовным подвигом. Почти буквально воплощая стих псалма 90.13, они на аспида и василиска наступают, попирают льва и дракона. Впрочем, что касается львов, это выражение не оправдывается. С этими хищниками и другими зверями отшельники обращаются исключительно дружелюбно.

Примеры чего многократно приводятся в житиях. В окружающем же скудном и диком мире пустынники находят не только образ отчуждения, но и первобытную красоту. В ней легче, чем под покровом дела рук человеческих, узреть проявление Бога - зиждителя твари. Обитание в местах необитаемых было возможно только для небольшой части монашества. Сами по себе незаселенные территории, которые могли быть хоть как-то приспособлены для жизни, были уже в то время достаточно ограничены. Самой знаменитой среди них стала область Фиваида в Египте.

По мере роста числа людей, увлеченных примером пустынников, подобные области вскоре превращались в относительно населенные. Начинала появляться и необходимость в руководстве многочисленной неопытной братией, вступавшей на монашеский путь. Так стали образовываться монашеские общины. Первоначальным вариантом их устройства была лавра. Первые лавры были просто группами отдельных хижин - келий. Подобные поселки пустынников иногда разрастались до размеров значительной колонии - 5000 человек и более.

В собственном смысле монастыри возникают с образованием монашеских общин, получивших название общежития, по-гречески киновия. В киновии келии - небольшие комнаты, расположенные в монастырском здании. Иногда, как по уставу св. Василия Великого или некоторых направлений западного монашества, братья в общежитии отдельных келий не имеют. На практике киновия становится основным типом монастыря, а отличие лавры делается в большой степени номинальным.

В России это отличие является, можно сказать, титулярным, поскольку название лавра соотносилось в основном с более высоким рангом монастыря. Форма монашеской общины перебросила мост от идеи спасения одиночек к идее малого града Божьего и даже малого космоса. Эта община строилась как совершенное общежитие, когда все иноки составляют единую братскую семью, под началом настоятеля. Последний именовался в разных монастырях различно - авва отсюда искаженное аббат, игумен, архимандрит но везде играл одну и ту же роль отца-наставника монашеской семьи.

Главные обеты монаха, наряду с целомудрием, составляют, как известно, совершенная нестяжательность и послушание. Это действительно важнейшие условия того, чтобы было более успешым нравственное возрастание и не осложнялись взаимные отношения в иноческой семье. Монахи не должны были иметь никакой собственности. Все необходимое по потребности постриженник получал из общих средств монастыря, внося туда, по способности, материальный вклад при вступлении и, в процессе жизни в нем, трудовой - по послушанию.

Экология входит в орбиту монастырского бытия не как программная идея, а совершенно естественным путем. Основная цель монашеской общины - равным образом, лавры или киновии - создание своеобразного органичного мира, в котором совместное бытие братии соразмерно духовному устроению каждого из них. Как при строительстве храма, где идеальная красота может воплотиться только в строго рассчитанной конструкции, на переднем плане создания монастырской формы стояла конкретная практическая, даже экономическая задача.

Надо было обеспечить пропитание и упорядоченный быт для большой, хотя и непритязательной к условиям жизни группы людей. Сам этот быт должен был не только не противоречить основной, духовной цели, но и служить ее достижению. И за основу отношения членов общины с материальным миром, которое бы одновременно удерживало человека в аскетическом напряжении и позволяло бы обустраивать его существование, был взят труд, одновременно и духовный, и физический.

Нам, быть может, кажется естественным видеть в категории труд духовное содержание, но на протяжении тысячелетий Древнего мира труд считался скорее уделом рабов - если не унижением, то сугубо вынужденным для свободного человека. Труд был поднят монашеством в своем значении от простого добывания хлеба насущного до уровня служения Богу, а в человеческом плане - содействия внутреннему совершенствованию и укреплению уз братства. Монастырский уклад, в первую очередь, предписывал избегать праздности и находиться в непрестанном делании.

Это означало либо бодрствование в молитве, либо работу - хозяйственную или связанную с умственной деятельностью, чаще всего переписывание книг. Физический труд, таким образом, органически чередовался с духовным. Монах должен был и учиться соразмерности космическому порядку у тварей малых, и сам по возможности пособлять их жизни. В первых монастырях, ухаживая за землей, обычно не содержали домашних животных. Послушание, несомненно, представляет горделивому современному человеку камень преткновения еще больший, чем отсутствие собственности.

В монастыре практикуется безусловное послушание. Распорядок жизни подчинен строгому уставу, который предусматривает дисциплину и подчинение всякому знаку настоятеля монастыря и духовнику. Даже если настоятель, с человеческой точки зрения, неправ - по твоей вере и послушанию, Бог направит его ошибку ко благу. В основном, слово послушание приобрело в монастырской практике смысл назначения на определенный вид работ.

В общежитии монахи могли составлять своего рода хозяйственные артели. В обителях, находившихся под опекой основателя киновийного монашества св. Пахомия, группы монахов, живших по кельям одного строения под началом домоправителя, выделялись по их роду трудовой деятельности. Работы были самого разного рода возделывали землю, разводили сады и огороды, работали в кузницах, в кожевнях, в пекарнях и т.д В сущности, начиная с первых киновий, монастыри представляли собой полный цикл хозяйственной жизни общества, натуральное хозяйство.

Это выражение приобрело негативную окраску при сопоставлении с товарно-денежным, однако мы должны помнить и исходное значение термина натуральный - естественный. Соразмерность человеческой жизни и природы, конечно, противоречит максимальной прибыльности, лежащей в основе рыночных отношений. Новое понимание труда через духовное обновление личности в сочетании с ведением натурального хозяйства переросло в то, что можно охарактеризовать как социально-экологическое обновление мира. Это было внесение в мир неприметным образом христианских начал на уровне основ цивилизации. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и экология

И нет у человека преимущества перед скотом. Завет Возлюби своего ближнего, по-видимому, включает всех ближних животных и растения тоже. Природа,… А ко всему, что принадлежит богу, христианство учит относиться с глубокой… Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней творца 2. Библия призывает поклоняться творцу, беречь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экология православных монастырей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Православная церковь о путях решения экологических проблем
Православная церковь о путях решения экологических проблем. Православное миропонимание противостоит безграничной вере в научно-технический процесс как универсальное средство для разрешения всех мыс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги