рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Падение Никона

Падение Никона - Реферат, раздел Религия, Патриарх Никон и церковная реформа в России во 2 половине 17 века Падение Никона. Никон И В Решении Дел, Относившихся К Компетенции Царской Вла...

Падение Никона. Никон и в решении дел, относившихся к компетенции царской власти, стал в 1654 1656 гг. великим государем, фактическим соправителем Алексея Михайловича.

Летом 1654 г когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон содействовал выезду царской семьи из столицы в безопасное место. Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве оставалась комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для решения в поход царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской думы своей власти.

В отсутствие царя, она стала докладывать все дела ему. В приговорах по делам появилась даже формула святейший патриарх указал, и бояре приговорили. Для докладов члены комиссии боярской думы и приказные судьи являлись в патриарший дворец и здесь ожидали приема. Во время приемов Никон вел себя надменно, в том числе и по отношению к самым родовитым боярам.

Это поведение патриарха задевало спесь царедворцев, но в 1654 1656 гг. они не только терпели, но и раболепствовали перед ним. Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней политики России, так как в определении ее курса он тоже принимал деятельное участие. Но за неудачи 1656 1657 гг. во внешней политике окружение царя возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально во все дела государства и стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем угроз по меньшей мере дважды из-за несогласия царя с его советами Никон угрожал оставлением патриаршей кафедры, стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений между ними. Патриарха реже стали приглашать в царский дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из царедворцев и делал попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феодалы.

На Никона возводились обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и жестокости.

Открытое столкновение между царем и патриархом, которое привело к падению Никона, произошло в июле 1658 г. Поводом для него послужило оскорбление окольничим Б. М. Хитрово патриаршего стряпчего князя Д. Мещерского 6 июля во время приема в Кремле грузинского царевича Теймураза Никон не был приглашен. Патриарх письмом потребовал от царя немедленного наказания Б. М. Хитрово, но получил лишь записку с обещанием расследовать дело и увидеться с патриархом. Никон не удовлетворился этим и расценил происшествие как открытое пренебрежение к его сану главы русской церкви. 10 июля 1658 г. царь не появился на торжественной обедне в Успенском соборе.

Пришедший вместо него князь Ю. Ромодановский сказал Никону Царское величество почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял, теперь царское величество велел мне сказать тебе, чтоб ты впредь не писался и не назывался великим государем и почитать тебя впредь не будет. По окончании службы Никон объявил об оставлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что его беспрецедентный шаг вызовет замешательство в правительственных кругах и в стране, и тогда он сможет диктовать условия своего возвращения царю. Подобное положение не устраивало царскую власть.

Единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении Никона и выборе нового патриарха. С этой целью в 1660 г. был созван церковный собор, вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и священства, предъявив Никону обвинение в самовольном удалении с патриаршей кафедры.

Епифаний Славинецкий, выступив, указал на незаконность решения собора, так как Никон не был повинен в еретичестве, и судить его имели право лишь другие патриархи. Учитывая международную известность Никона, царь был вынужден согласиться и распорядиться созвать новый собор с участием вселенских патриархов. Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался вступить с ними в переписку. В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1 декабря Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами.

Все обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул, запретив вмешиваться в мирские дела Московского государства и всея России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела. Восточные патриархи стремились восстановить взаимоотношения двух властей на основе византийского принципа премудрой двоицы.

При этом пределы обеих властей устанавливались следующим образом Патриарх да не вступитца в царские вещи царского двора, и да не отступит вне предел церковных, яко же и царь имати и хранит чин свой. При этом делалась оговорка но егда будет еретик и неправо править, тогда весма подобает патриарху противостояти ему и опасите его. Тем самым собор дал церковной власти грозное оружие, которое патриарх мог пустить в ход, объявив политику царя еретической.

Такое решение не удовлетворило правительство. 12 декабря был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом ссылки низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь. Но вопрос о соотношении священства и мирской власти оставался открытым. В конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в церковных. Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Патриарх Никон и церковная реформа в России во 2 половине 17 века

Она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения… По указанию Никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в… Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции государственная представленная царем Алексеем Михайловичем и его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Падение Никона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Церковь и государство в XVII веке
Церковь и государство в XVII веке. По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной

Возвышение Никона
Возвышение Никона. До июля 1652 г то есть до избрания на патриарший престол Никона патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 г положение в церковно-обрядовой сфере оставалось неопределенным. Протопопы и с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги