Понимание Начала

Понимание Начала.

Мусульманские философы рассуждали по поводу Начала постоянно связывали с основным исламским догматом таухид, утверждавшим единобожие, зафиксированное в коранической Коран священная книга мусульман формуле Нет бога кроме Аллаха.

Религиозные философы в лице мутазилитов от араб. му тазил отделившийся категорически возражали против каких-либо попыток антропоморфного определения Бога. Формально в исламе антропоморфизм запрещен недопустимо изображение Бога или пророка и т.д однако сам текст Корана нередко утверждает обратное, например, что Бог восседает на троне или что Его можно увидеть в Судный день. Мутазилиты единодушно заявляли, что Бог не имеет ни тела, ни духа, ни формы, ни плоти, ни крови, ни субстанции, ни акциденции, Он лишен цвета, вкуса, запаха, тепла, холода, влажности, сухости, высоты, широты или глубиныОн неделим, не определяем местом или временем Он всегда был и есть Первый до всех вещейОн единственное вечное Бытие.1 Арабские философы - ал-Кинди ок.800-ок870г ал-Фараби 870-950, Ибн Сина 980-1037, Ибн Рушд 1126-1198 разрабатываеют проблему Начала, опираясь на опыт античных философов.

Ал-Кинди использует для обозначения Начала теологическое Бог. Он называет его Первом принципом, Вечным, иногда истинным Единым.

Это Единое или Одно не может иметь причины иной, чем в себе самом. Оно неизменно, нерушимо, находится в состоянии постоянного совершенства. Оно выше всего существующего, не имеет аналогов. Оно не имеет формы или материи. Ал Фараби, второй после Аристотеля учитель, как его называли арабы, определял Начало как Первое Сущее, которое вечно, и вечно Его существование в Его субстанции и сущности, не нуждаясь ни в чем ином, чтобы обеспечить себе существованиеПервопричина едина в своем существовании.2 Первопричина согласно ал Фараби, совершенна, необходима, самодостаточна, вечна, беспричинна, нематериальна, ни с чем не связана и ничему не противоречит, не подлежит определению.

Первое Бытие эманирует3 все, начиная с первого интеллекта в том же духе размышлял и Авиценна Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия. 1Степанянц М.Т. Восточная философия Вводный курс. Избранные тексты.

М. изд. Восточная литература РАН,1997. с.16. 2Ал-Фараби. Философские трактаты. А А.1970, с 203. 3Эманация от лат. Emanatio истечение, исхождение чего-либоиз некоего иного центральное понятие неплатонизма, означающее происхождение множества всех отдель6ных вещей из Единого. 4Ибн Сина. Указания и наставления. Избранные философские произведения. М 1990, с 331.