Этика смерти

Этика смерти. Жизнь и Смерть Весь органический мир характеризуется универсальной противоположностью живого и мертвого. Живое мы вообще осознаем хотя тайна жизни еще не выяснена на фоне неживого как радикально отличный от последнего порядок, структуру, ритм, упорядоченность. Каждый живой организм неизбежно несет в себе возможность извне и необходимость в результате действия внутренних факторов своей уничтожимости.

В начале каждой жизни уже в зародыше заложен ее конец. Неживой мир потому и неживой, что в нем ничто и никто не умирает, есть только вечная смена и становление. Жизнь живая потому, что в ней не существует отдельных организмов, которые бы не были обречены на уничтожение. Жизнь - смерть - новая жизнь - вот триада, которая характеризует круговорот, цикличность и ритмику всей органической природы в единстве ее прерывности и непрерывности.

Жить означает приносить себя в жертву и размножаться, а приносить себя в жертву и размножаться означает умирать М. де Унамуно. Один организм должен погибнуть, чтобы дать жизнь и место другому. Человек - это такая часть живой природы, которая подчинена не только биологическим, но и общественным закономерностям. Включаясь в определенные социальные отношения, человек является первым и единственным существом другие нам пока что не известны, которому дана возможность выработать свое отношение к миру и к себе, дистанцируясь от слепой необходимости, господствующей в остальной природе.

Живое имеет тенденцию к смерти, уничтожению, а человек - отношение к смерти, или, точнее, специфическое бытие человека проявляется в стремлении к отношению, и для него первого смерть становиться предметом забот и размышлений, которые выражаются и как тенденция угадать, разрешить ее тайну. Человек живет и знает то, что он живет это отличает его от остальной природы. Однако наряду с осознанным отношением к жизни, способностью ощутить ее в духовном переживании, неизбежно возникает отношение к смерти, как к ее необходимому завершению.

Поэтому, страх смерти является духовным явлением и характеризует человека как существо, наделенное сознанием. Человек - это существо, которое поставлено перед лицом смерти на протяжении всей своей жизни, а не только в последний ее час. Человек, учит Гегель, является единственным существом, способным на самоубийство не на смерть, а именно на самоубийство как на возможную позицию по отношению к жизни и ее содержанию бессмысленность, безнадежность и пр Только человек имеет возможность принимать или не принимать жизнь в зависимости от соответствия представлениям о ее смысле, поскольку решимость жить связана для него с принятием ответственности.

И только человек может осознано идти на смерть, защищая отчизну или совершая какой-либо другой подвиг. Не случайно А. Камю начинает свой Миф о Сизифе с мысли о том, что есть только один по-настоящему философский вопрос - самоубийство.

И решение, следует жить или нет, будет ответом на этот основной философский вопрос. И начало знаменитого монолога Гамлета Быть или не быть - вот в чем вопрос также особо акцентирует, что именно этот вопрос является самым важным Вопросом, который должен разрешить человек. Посвящение в тайны жизни и смерти Серия По мотивам скифских находок 1993 Смерть - естественный финал всего живого. Однако воспринять смерть как последнюю возможность, как финал жизни может только существо, наделенное сознанием, т.е. человек.

Смерть можно рассматривать двояко с одной стороны - как естественный конец каждого живого существа, как неотвратимый факт в естественном порядке явлений, с другой - как феномен, который характеризует специфически человеческий образ бытия, как неотъемлемый компонент жизни человека. Макс Фриш пишет Еще задолго до того, как мы осознаем себя смертными существами, мы в опыте познаем течение времени и очень рано делаем открытие, что жизнь течет в направление смерти.

Без этого опыта никогда бы не возник вопрос о смысле жизни. Без вопроса о ее смысле - независимо от того, находим ли мы на него ответ или же этот вопрос доводит нас до отчаяния нет человека. Э. Бруннер также указывает Человек - это исключительный случай в живом мире. Философия это положение доводит лишь до сознания человека, указывая на факт, что только человеческий дух следует духовным целям, признает духовные ценности и воплощает их, что он один создает культуру, что он один ищет истину, стремиться к добру, борется за справедливость.

Это сознание указывает на ложность утверждений, что человек живет так же, как все остальные живые существа. Смерть человека есть нечто совершенно иное по сравнению со смертью животного. Человека отличает именно то, что он - и только он - осознает свою жизнь как бытие на смерть. Он может постичь смерть уже до ее наступления. И это прочное знание о неотвратимой смертной судьбе, как тень, лежит на всей его жизни.

Только человек осознанно идет навстречу смерти, входит в смерть. Он единственный знает, что он теряет в смерти. Смерть - это тайна, а не проблема. Сама смерть, если мы говорим о ней как о событии индивидуальной жизни, не может быть предметом знаний, фактом осознания для самого сознания. Сознание по самой своей сущности не может констатировать ни свое начало, ни свой конец. Человек не знает о том, когда умрет. В принципе, никто не может пережить свою осознанную смерть, ибо предполагается, что речь идет о человеке, конце духовной жизни.

Смерть в этом смысле непознаваема, и мы имеем дело скорее с ее символом. Тем не менее, люди издревле размышляли о ней и пытались ее постичь, осмыслить. Почему? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы глубже поймем и человека, и его специфическую позицию в мире. Смерть - это конец жизни, отрицание ее как высшей ценности. Поэтому смерть является ценностью, так как подобно жизни содержит в себе некий фундаментальный смысл, который придает подлинным ценностям истинный смысл.

Смерть является всеобщим эквивалентом всех жизненных ценностей, если конкретный индивид вместо своей жизни выбирает смерть. 3.2 Живые и умершие Говорят, что мертвые не дают покоя живым, что мертвецы хватают живых. Этот парадокс объясним, если признать существование социальной общности между живыми и умершими в каждую историческую эпоху. В отличие от физического существования индивида его социальное, общественное бытие не заканчивается с биологической смертью.

И после смерти человек сохраняет свое место во взаимоотношениях людей - престиж, статус продолжает исполнять определенную роль, выражением которой являются оформление могилы, место на кладбище, памятник, мемориальные доски и пр. В. Бласко Ибаньес пишет Живые никогда не бывают одни повсюду вокруг них умершие, и поскольку умерших больше, несравнимо больше, то они угнетают существование своим числом и тяжестью времени. Нет, умершие не уходят Умершие недвижимо остаются у границ жизни, угрожая новым поколениям и заставляя их почувствовать силу прошлого в форме душевных страданий каждый раз, когда они стремятся свернуть с пути. Дом, в котором мы живем, построили умершие законы, которым мы подчиняемся, установлены умершими излюбленные блюда, наши страсти и вкусы, продукты, поддерживающие наше существование все, что рождает наша земля, все накоплено теми, кто теперь превратился в прах, все - дело их рук. Нравы, предрассудки, обычаи, честь - тоже их труд. Стремясь сказать что-то другое, люди лишь иными словами повторяют то, что умершие говорили столетиями раньше.

Все, что мы считаем в себе неразрывным и личным, продиктовано нам невидимыми учителями, которые лежат в земле и которые в свою очередь восприняли это от других умерших.

В наших глазах сияет душа предков, а в нашей внешности повторяются и отражаются черты исчезнувших поколений. Царство мертвых образуется как отблеск сообщества живых. Живые и умершие конкретного общества народа, нации образуют более сплоченное и устойчивое единство, нежели живые с различной расовой, религиозной и идеологической принадлежностью.

Своих умерших отделяют от чужих умерших не менее тщательно, чем своих живых от чужих живых. В соответствии с представлениями людей средневековья смерть не прерывает связь с умершими и у умерших сохраняется возможность поддерживать общение с живыми. Умершие сохраняют интерес к миру живых, они посещают его, чтобы решить невыясненные на земле вопросы и улучшить свое положение в потустороннем мире. Мир мертвых влияет на мир живых, но и живые способны заметно изменить судьбу умерших.

Более того, в потусторонний мир часто попадают люди, умершие лишь на мгновенье и затем возвратившиеся к живым. Существуют самые различные формы общения между этими двумя мирами умирание на время, живые или ожившие мертвецы, загробная жизнь которых имеет мало общего с вечным сном и покоем, обмениваются известиями и услугами. Ничто нельзя изменить среди живых, если параллельно не изменить мир умерших.

Как говорит А. Платонов, мертвым не на кого положиться, как только на живых, и жить нам надо так, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа, что в свою очередь было бы платой за их гибель. 3.3