Некоторые аспекты проблемы смерти в ЧЧ веке

Некоторые аспекты проблемы смерти в ЧЧ веке. Многие современные социологи указывают в западном обществе ЧЙЧ века запретной темой был секс и все с ним связанное, в ЧЧ веке, напротив, таким табу в большой мере стала тема смерти.

Западный человек забыл символы и ритуалы, которые в предшествующие эпохи примиряли его с неизбежностью смерти. Прежде весь цикл жизни человека был виден, нагляден это позволяло воспринимать старость и смерть как естественные элементы жизненного цикла. В наши дни эти ощущения цикла жизни заметно ослабли. Смерть всегда приходит рано. Она абсурдна, и смысл жизни в связи с этим становится проблематичным.

Психологи говорят о мортификации - блокировании тех чувств, эмоций, восприятия, которые могли бы быть связаны со смертью. Раньше похоронный ритуал имел в жизни большое значение, поскольку он облегчал восприятие неизбежности смерти, а так же предохранял от вызываемой ею травмы. Ныне же, наоборот, господствует стремление скрыть все, что связано со смертью. ЧЧ век как бы хоронит саму смерть. Э. Фромм, анализируя патологию, называемую некрофилией греч. nekros - труп, philia - любовь, связывает ее с поклонением технике в обществе ЧЧ века. Вообще же некрофилия - это стремление к сексуальному контакту с трупом женщины или же стремление находится вблизи трупа.

Фромм говорит о существовании особого некрофильного характера, который выражается в стремлении ко всему мертвому, истлевшему, издающему зловоние. Это тенденция превратить все живое в неживое, уничтожать ради уничтожения, интерес ко всему механическому. Некрофильный характер реализуется в сновидениях люди видят могилы, склепы, фантастические машины, уничтожают все живое, в деятельности ломка мелких вещей, копание в ранах, порча мебели и картин, в убеждениях все проблемы можно решить только с помощью насилия. Это интерес к болезням, смерти.

Некрофильный человек интересуется главным образом прошлым, предпочитает темные, поглощающие свет краски черная, коричневая, обнаруживает влечение к неприятным запахам. Выражение лица - как бы непрерывное принюхивание.

Он не улыбается, а ухмыляется, улыбка - искусственная предпочитает слова, связанные с уничтожением, отхожими местами, фекалиями. Многие стремятся автоматизировать любое движение человека, придумывая любые механические усовершенствования и облегчающие приспособления есть такие любители музыки, которые больше увлекаются воспроизводящей аппаратурой, нежели самой музыкой. Но не всякий интерес к технике является некрофилией. О ней можно говорить, если интерес ко всему механическому, техническому подменяет интерес к жизни.

Человек ЧЧ века больше не интересуется покойниками, даже боится их, зато все живое превращает в вещи. Он перестает интересоваться жизнью, другими людьми, природой любовь низводится до техники секса, чувства подменяются сентиментальными эмоциями, радость - веселостью, возбужденностью. В настоящее время, как указывает Р. Ифтон и Э. Одсон, существуют разнообразные тенденции иммортализации борьба со смертью, преодоление смерти, например биологическое бессмертие - продолжение жизни в потомках творческое бессмертие - продолжение себя в результатах труда теологическое бессмертие - связь с вечными ценностями натуралистическое бессмертие - слияние с природой чувственная трансценденция - достижение особых психических состояний потеря чувства времени, экстаз, просветленность . 4.