Смерть в представлениях древнего человека

Смерть в представлениях древнего человека. Смерть вызывала беспокойство у древних людей не только потому, что ее боялись особенно смерти на чужбине, вдали от родных мест, от дома, где душам в посмертной жизни будут угрожать чужие, враждебные силы, где им не будет покоя, но главным образом потому, что их занимал вопрос сохранения существующего порядка, непрерывности жизни - того, что подрывала и нарушала смерть. Было необходимо включить смерть в вечный и неизменный порядок, чтобы сохранить структуру всего сущего.

Поэтому надо было заботиться об умерших, исполняя особые ритуалы, религиозно-магические действия, вознося молитвы, оплакивая ритуал похорон на равнее с брачным ритуалом встречается во всех странах и у всех народов, на какой бы низкой ступени развития они ни находились это универсальная характеристика человеческого бытия. Уже у австралийских аборигенов, находившихся на самом примитивном уровне развития, как описано в этнографической литературе, имелись представления о духовной сущности человека, которая продолжает жить после смерти.

Задача похоронного ритуала - помочь духу умершего приспособиться к новым условиям и заставить его держаться подальше от живых. Смерть они всегда воспринимали как печальное событие для всего коллектива, и стоянка, на которой умер человек, всегда покидалась.

Аборигены верят в то, что жизнь продолжается и после смерти, и рассматривают последнюю как переходный период к другой жизни, похожей на настоящую. Особенность архаического сознания состоит в том, что люди не верят в естественную смерть. Она всегда ассоциируется с чарами, злым умыслом чужака, нарушением табу и запретов аборигены думают, что вначале люди жили вечно, пока кто-то не совершил опрометчивый шаг, поступил не правильно, и с этого времени люди начали умирать. Особое значение в древнем мире имел запрет, поскольку от его соблюдения зависела целостность и сила рода. Смерть ассоциируется с изгнанием из рода, которое неизбежно наступит, если индивид не подчинится родовой морали. Однако это еще страх перед личным уничтожением, так как личное сознание находится в зачаточном состоянии и смерть не рассматривается как конец жизни.

В древнем мире еще нет осознания трагичности смерти, так как ее смягчают представления о бессмертности души, которые у современного человека в основном утрачены. Эти не соответствующие реальности представления были дисциплинирующим для поступков человека фактором, чья роль выражалась таким образом, что человек уже в этой жизни должен был заботиться о будущей жизни - она напрямую зависит от первой.

Нельзя жить как придется, ибо за все придется отвечать. Следует считаться с возможной расплатой, так как ничто не остается безнаказанным.

Древние египтяне еще в додинастический период верили в то, что жизнь следует за смертью точно так же, как день сменяет ночь. Своих мертвых они хоронили в неглубоких могилах, устланных козлиными шкурами, на боку, в позе эмбриона, словно покойник прилег отдохнуть перед тем, как продолжить путешествие, а рядом с ним размещались шиферные пластинки для раскраски тела, посохи, кремневые орудия и глиняные сосуды, наполненные едой и питьем для поддержания сил. Э. Тейлор пишет вера в будущую жизнь является стимулом к добру, надеждой, поддерживающей человека в страданиях и перед страхом смерти, и ответом на вечный вопрос о столь неравномерном распределении счастья и несчастья в существующем мире - ответ есть ожидание другого мира, где будут улажены все несправедливости. Сила надежд огромна, и иногда они являются единственным, что позволяет людям выстоять перед лицом враждебных социальных реальностей и угрожающих жизни сил природы.

Древние думали, что со смертью начинается земная жизнь, реальное бытие человека. Смерть - необходимая примета мирской жизни.

Живой человек смертен. Тот, кто не смертен, не может быть назван живым. Смерть мифологического существа всегда связана с некой целью - что-либо воплотить в этом мире, принести какое-то благо, изменить сущность вещей. В отличие от этого, смерть человека не направлена на что-то, ибо является лишь звеном бесконечной цепи смерти и рождения. В культуре Шанди считалось, что человек наделен двумя душами - матерьяльной по и духовной хунь. Первая после смерти уходит вместе с телом в землю - и именно для ее ублаготворения с покойным отправляли на тот свет его вещи, женщин, слуг. Вторая душа отправлялась на небо, где занимала место, строго соответствовавшее статусу ее обладателя.

В домах правителей и чжоуский аристократов в честь умерших предков сооружали специальные храмы, в которых на алтарях устанавливались таблички с именем покойного. 3.4