Смерть и бессмертие

Смерть и бессмертие. С древних времен человека занимал вопрос о бессмертии.

Однако следует сказать, что нам даже на уровне фантазии трудно представить, какие бы отношения сложились между людьми, если бы они и в самом деле были бессмертными. Существует некая граница, достигнув которой, фантазия утрачивает свою наглядность. Ужасна смерть души, говорил С. Кьеркегор, но не менее ужасно ее бессмертие. Х. Л. Борхес в своем рассказе Бессмертный делает вывод о жизни сообщества людей, которым удалось достичь бессмертия, утверждая Жизнь Бессмертного пуста кроме человека, все живые существа бессмертны, ибо не знают смерти а чувствовать себя бессмертным - божественно, ужасно, непостижимо уму. Наученная опытом веков республика бессмертных достигла совершенства в терпимости и почти презрении ко всему.

Они знали, что на их безграничном веку с каждым случиться все. Этот взгляд на мир продолжает Х. Л. Борхес как систему, где все обязательно компенсируется, повлиял на Бессмертных всемерно.

Прежде всего, они потеряли способность к состраданию Один из Бессмертных свалился в самую глубокую каменоломню он не мог разбиться и умереть, но жажда терзала его однако прошло семьдесят лет, прежде чем ему бросили веревку. Не интересовала их и собственная судьба. Тело уподобилось покорному домашнему животному и обходилось раз в месяц подачкою из нескольких часов сна, глотка воды и жалкого куска мяса. Х. Л. Борхес заключает Смерть наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Ощущая себя существами недолговечными, люди и ведут себя соответственно каждое совершаемое деяние может оказаться последним Все у смертных имеет ценность - невозвратимую и роковую.

У Бессмертных же, напротив, всякий поступок - лишь отголосок других, которые уже случались в затерявшемся далеке прошлого, или, точнее, предвестие тех, что в будущем станут повторяться и повторятся до умопомрачения. Ничто не случается однажды, ничто не ценно своей невозвратностью. Печаль, грусть, освященная обычаями скорбь не властны над Бессмертными. На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил О том, чтобы умереть счастливым. Тот, кто хочет быть бессмертным говорил он должен вести благочестивую и праведную жизнь. Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т.д продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства идеи, образы и т.д Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.

Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом.

Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Европы прослежена передача определенных признаков например, носа у Габсбургов на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла и т.д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры 19 века находились в родстве пусть и отдаленном между собой.

Один век включает в себя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й - современником египетского фараона Рамсеса II. Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования В.И. Ленин, Мао-Дзэдун др. говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца XX века сделали возможным криогенезацию глубокое замораживание тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Третий вид бессмертия - упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции.

Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранению частиц бывшего тела, могущих войти в состав других организмов. Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждают титулом бессмертные. Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере, творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости - все это оставляет имя человека в памяти благородных потомков.

Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет измененные состояния сознания. В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны прорыв в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. 3.8