Смысл смерти и смысл жизни

Смысл смерти и смысл жизни. Смысл нашего существования более или менее раскрывается в делах и поведении.

Однако каждый акт поведения, успех или же неудача раскрывает его частично, неполно. Единственная категория, которая освещает человеку полный смысл его жизни это смерть. Смерть бессмысленна только тогда, когда жизнь была пустой, напрасной, несостоявшейся. Мысль о смерти, по словам Л. Н. Толстого, должна пробудить мысль о жизни, ее смысле, ценности, значении. Пифагор пришел к выводу, что душа человека проходит через целую серию перевоплощений из одного физического тела в другое.

Смерть подводит итог всей жизни. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Так же как и Пифагор, Платон был склонен думать, будто существование души того или иного существа не может быть предопределено - она сама выбирает то физическое тело, в которое должна воплотится. Душа остается и после прекращения физического существования тела на Земле, то есть после его смерти.

Однако, если она оказалась не совершенной и не получила права на вечное блаженство, то ей суждены тяжелые испытания в дальнейших воплощениях. Иными словами, человек, в котором поселяется странствующая душа, должен пройти через страдания и лишения на протяжении своей физической жизни, с тем что бы искупить чужие грехи и благодаря этому достичь более высоких степеней блаженства после смерти. Надо жить так, чтобы смерть не застала человека неподготовленным, чтобы не пришлось пожалеть о прожитой жизни и потерянных годах.

Смерть должна быть событием, завершающим полноту жизни, мгновеньем, которое венчает эту по возможности максимальную полноту каждого конкретного момента времени. Если человек умирает в зените своей славы, в высшей точке полноты жизни, то уже ничто, происшедшее после того этого нельзя знать, не омрачит жизнь. Согласно Платону, счастье блаженство возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа - идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. Memento mori помни о смерти - это основной принцип философской школы стоицизма.

Мысль о смерти, как указывали стоики, должна интенсифицировать чувство ответственности человека за всю жизнь и дела, в первую очередь перед собой. Вот что об этом говорит Сенека Луций Аней Сенека Каждый день надо провести так, как если бы он завершал бы число дней нашей жизни. Смерть покажет, чего я достиг, и ей я поверю. Умереть - это одна из обязанностей, возлагаемых жизнью. Нравственную ценность достойной смерти особо подчеркивали римляне.

Император Отон, который был развратником, совершил самоубийство, не желая подвергать опасности своих близких после проигранной битвы. Перед смертью император сказал Честнее умереть одному за всех, нежели всем за одного. Другая философская традиция - эпикуреизм, подчеркивает необходимость не противопоставлять себя постоянно мысли о смерти, а не соотносить себя с ней. Соображения Эпикура довольно просты для человека смерть не существует, он с ней не встречается, поэтому ее не следует бояться.

Такой взгляд, как думали эпикурейцы, поможет человеку освободится от страха смерти и откроет возможность полноценной жизни. Спустя многие столетия Б. Спиноза отметил Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. И все-таки освободиться от мыслей о смерти, о конечности нашего бытия не так легко, поскольку соприкосновение с ней неизбежно. Гнетущий страх, растерянность, беспокойство рано или поздно прорываются, выявляются.

Вопрос здесь только в том, будем ли мы подготовлены к тому, хватит ли у нас мужества. Ибо нет ничего более неприятного для человека, чем ощутить перед смертью пустоту всех своих прожитых лет, тщетность сделанного. Но не думать о смерти - это не средство, и, в конце концов, этого невозможно избежать. Нужно бояться смерти указывает Паскаль вне опасности, и не боятся ее в опасности, ибо нужно быть человеком . 3.9