Главные открытия ТаНаХ в контексте мировой культуры

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра культурологии Главные открытия ТаНаХа в контексте мировой культуры Реферат студентки 2-ого курса 1группы отделение современных иностранных языков и культурологии специальность лингвист-переводчик Брагарник Ольги Самуиловны Научный руководитель доц. Синило Галина Вениаминовна Минск 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение с.3 Основная часть Глава 1. ТаНаХ священное писание иудаизма. Тора, Невиим и Кетувим.с.5 Глава 2. Понимание истории, времени и бытия в ТаНаХе. Библейский миф.с.8 Глава 3. Образ Бога в ТаНаХе. Отношения человека и Божества Завет, Обетование, Исход с.12 Заключениес.16 Список литературы.с.18 ВВЕДЕНИЕ Нельзя по-настоящему осмыслить мировую культуру, не зная Библии.

Можно с уверенностью сказать, что ни одна из книг не оказала столь крупномасштабного влияния на мировую мысль, как Библия.

Из этого источника черпали сюжеты, мысли и образы художники и писатели, философы и композиторы на протяжении многих сотен лет. Вечные темы проблемы добра и зла, счастья и смысла жизни, справедливости и смерти, любви и страдания в большинстве случаев развивались на материале библейских сюжетов и с библейскими персонажами. Современного человека нельзя считать по-настоящему образованным, если он не прочел Библию. Писарук Г.В. и Слово в сердце отзовется. Мн 2002. С.5. Библию по праву называют Книгой Книг. Именно в ней собран многолетний опыт народа, важнейшие духовные достижения, затронуты проблемы мироздания, человеческого бытия.

На протяжении многих столетий человек стремился познать мир и себя в нем. Он искал и продолжает искать ответы на вечные вопросы есть ли счастье, существует ли любовь, для чего каждый приходит в этот мир, зачем мы здесь появляемся. По мнению историков, философов, мыслителей именно в Библии содержаться ответы на эти и многие другие вопросы.

Нет ни одной сферы человеческой жизни, которая была бы не описана в Библии, начиная от простого быта, традиций и заканчивая высоко духовными постулатами и законами. Как пишет Раби Йосеф Телушкин, Библия влияет на образ мысли неверующих и верующих. Идея взаимной ответственности людей друг за друга, воплощенная в печально известном вопросе Каина Разве я сторож брату своему Брейшит 49, легла в основу всей западной цивилизации. Наши ценности во всех сферах жизни отражают библейские концепции и образы, даже если мы ни разу не были ни в синагоге, ни в церкви.

Раби Йосеф Телушкин. Еврейский мир. М 2002. С.12-13. Первая часть в христианской Библии Ветхий Завет чаще всего рассматривается как священная книга иудаизма ТаНаХ. Влияние ТаНаХа на мировую культуру огромно. ТаНаХ является не только главным связующим звеном трех важнейших монотеистических религий иудаизма, христианства и ислама он также стал своеобразной моделью мироздания, вмещающей мир и человека в их самых всевозможных проявлениях.11 Синило Г.В. Библия как памятник культуры.

Ч.1. ТаНаХ Ветхий Завет. Мн 1999. Именно в ТаНаХе впервые история рассматривается с принципиально новой точки зрения отношения человека с Богом кардинально отличаются от отношений его с языческими богами Сам Бог предстает в отличной от языческих богов ипостаси Он живая Личность, взывающая к человеку в поисках любви. Центральными идеями ТаНаХа являются также история народа Израильского, заключение Завета с ним и идея Исхода, как очищения от пророков, неверия и максимального приближения к Богу. ТаНаХ первая книга, основавшая концепции монотеизма как единственно верного и правильного пути развития человечества.

В данной работе речь и пойдет об этих и многих других открытиях ТаНаХа и их влиянии на мировую культуру в целом. Именно поэтому целью этой работы является выявить и рассмотреть то новое, отличное от языческих культур древности, привнесенное ТаНаХом в историю определить роль ТаНаХа в становлении и развитии других культур указать на важность и необходимость ознакомления с Библией в целом и ТаНаХом в частности.

Рассмотрением вышеперечисленных вопросов занимались многие ученые, исследователи, философы, теологи среди которых С.С. Аверинцев, Й. Вейнберг, И. Кауфман, Д.В. Щедровицкий, Г.В. Синило и др. Работы этих авторов были использованы при написании данного реферата. В заключении работы будут подведены основные итоги.

Основная часть Глава

Ч.1. с англ Иерусалим. С.Д. М 1991-1992.Т.1. Т.1.С.588-589.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в результате проведенной работы по теме Главные открытия ТаНаХа в контексте мировой культуры были сделаны следующие выводы 1.Библия Книга Книг. Именно в ней собран многолетний опыт народа, важнейшие духовные достижения, затронуты проблемы мироздания, человеческого бытия. 2.Первая часть христианской Библии - Ветхий Завет чаще всего рассматривается как священная книга иудаизма ТаНаХ. 3.Огромно влияние текстов ТаНаХа на две важнейшие мировые религии христианство, где ТаНаХ является первой частью Священного Писания, и ислам, где в Коран вошли переработанные на мусульманский манер тексты ТаНаХа. Из этого можно сделать вывод, что ТаНаХ является первоначалом этих двух мировых религий. 4.Впервые в культуре в ТаНаХе история рассматривается с точки зрения взаимодействия Бога и человека.

Это метаистория, история без времени, но вечная, история видения смыслов и сути вещей. 5.Время в ТаНаХе не предстает движущимся по огромному замкнутому кругу, что было характерно для языческих культур, это время, имеющее направление, обретающее смысл, предстающее не как прямая линия, но как закрученная спираль, направленная в своем развитии вверх, где каждый последующий виток содержит информацию предыдущего. 6.ТаНаХ также по-новому осмысливает бытие.

Идеал античности пропорциональность, гармония формы.

Идеал библейский безмерность Бога, несоизмеримость Его с человеческими мерами. 7.Главные открытия еврейского народа на пути к Богу описаны языком мифа, но библейская мифология, мифология иудаистическая, кардинально отличается от мифологии языческой здесь нет тех страстей и пороков, что находились в центре языческих культур, Всевышний лишен антропоморфизмов, у Него нет личной жизни, как у языческих богов 8.В центре библейского мифа находится идея монотеизма Единобожия.

Еврейская культура была первой совершившей окончательный переход к монотеизму, назвав его единственно верным и правильным путем существования человека в мире. 9.Еврейская культура первая культура, где образ Божества рассматривается с совершенно иных позиций, нежели в языческих культурах Бог нравственное начало всего сущего, Он не привязан к определенному ареалу обитания, лишен каких-либо антропоморфных или зооморфных черт Он наделил человека свободой воли, дал ему возможность выбора, тем самым, открыл человеку путь бесконечного совершенствования, путь к внутренней гармонии. 10. Особые отношения между богом и человеком напрямую влияют на отношения между людьми, на отношения внутри социума.

Основные моральные принципы всей цивилизации в целом впервые были сформулированы именно в ТаНаХе. Они носят название Десяти Заповедей и являются важнейшим критерием оценивания человеческого поведения по отношению не только к другим людям, но и по отношению к самому себе. 11.Завет прямое доказательство того, что человек необходим Богу во всей его противоречивости, без его отклика на призыв Бога невозможно осуществление Божьего замысла. 12.Идея Исхода рассматривается как окончательное решение разрыва с языческим миром, отказ от прошлой жизни, начало нового пути, новой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические В рус. пер. с параллельными местами и словарем. М. Российское Библейское Общество, 2001. 1.Абрамович С.Д. Библия как объект литературоведческого исследования.

Черновцы, Рута, 2000. 56с. 2.Аверинцев С.С. Иудаистическая мифологияМифы народов мира Энциклопедия В 2т. М 1998. Т.1.С.581-591. 3.Агада Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов на Дону, Феникс, 2000. 512 с. 4.БиблияКраткая еврейская энциклопедия В 10 т. Иерусалим, 1976-2001. Т.1.С.399-427. 5.Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ В 2ч. Ч.1. Пространство и время ТаНаХа. Ч.2. Пятикнижие через испытания к свершению.

Библиотека Иудаика. М 2002. 432 с. 6.Вук Герман. Это Бог мой. Еврейский образ жизни. Пер. с англ. Иерусалим Шамир, 1994. 7.Даймонт М. Евреи, Бог и история. Пер. с англ. Иерусалим, 1989 М Библиотека Алия, 1996. 535 с. 8.Кауфман Иехезкиль. Религия Древнего ИзраиляБиблейские мифы Сб. статей. М 1997. 673 с. 9.Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

М 1998. 944 с. 10.Писарук Г.В. и Слово в сердце отзовется. Мн Беларусь, 2002. 96 с. 11.Раби Йосеф Телушкин. Еврейский мир. Важные знания о еврейском народе, его истории и религии. М Мосты культуры, 2002. 12.Снла Г.В. Ббля чк феномен культуры лтаратуры У 2 ч. Ч.1. Духоуны мастацк све Торы. Кнга Быцця. Ч.2. Духоуны мастацк свет Торы. Кнга Зыходу. М 2004. 13.Синило Г.В. Библия как памятник культуры В 2 ч. Ч.1. ТаНаХ Ветхий Завет. Мн 1999. 471 с. 14.Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа Ветхого Завета.

Мн 1998. 471 с. 15.Синило Г.В. ТаНаХ и европейская культурная парадигмаЕвреи Беларуси История и культура Сб. статей. Мн 1997. С.19-25. 15.Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет В 8 т. Т.1. Книга Бытия. М 1994.