БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

БАБИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище Баб врата в смысле посредника между людьми и богом. Движение получило название бабистского.

Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими главари подверглись суровой казни 1850 год. Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя.

Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище Бехаулла, существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению.

По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке. МАХДИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕПод знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах.

Самое известное - махдистское движение в Судане Африка в 1881-1898 гг. Глава его - Мухаммед Ахмед - объявил себя махди то есть спасителем, мессией, призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.