рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности русской иконописи

Работа сделанна в 2000 году

Особенности русской иконописи - Реферат, раздел Религия, - 2000 год - Троица Особенности Русской Иконописи. Иконопись Появилась На Руси В 10 В Посл...

Особенности русской иконописи.

Иконопись появилась на Руси в 10 в после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Русь получила икону как одно из оснований новой религии. Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы такова та основная тема, которой в древней русской живописи все подчиняется.

Нет сомнения в том, что эта иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древнерусской культуре более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная радость, которую она возвещает миру. Но как совместить этот аскетизм с этой несравненной радостью? Вероятно, мы имеем здесь тесно между собой связанные стороны одной и той же религиозной идеи ведь нет Пасхи без Страстной седьмицы и к радости всеобщего Воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня.

Поэтому в нашей иконописи мотивы радостные и скорбные, аскетические, совершенно одинаково необходимы. Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению червонных уст и одутловатых щек в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это не смотря на необычайную строгость традиционных, условных форм, ограничивающих свободу иконописца.

Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освящены канонами и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на таковых же, каковы мы сами. Даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица. А рядом с этим в древней русской иконописи мы встречаемся с неподражаемой передачей таких душевных настроений, как пламенная надежда или успокоение в Боге. Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически связанной с аскетизмом.

Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу.

Отсюда изумительная архитектурность нашей религиозной живописи подчинение архитектурной форме чувствуется не только в храмовом целом, но и в каждом отдельном иконописном изображении каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием. Мы видим перед собой, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив неестественно изогнутые соответственно линиям свода подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, эти образы чрезмерно удлиняются голова получается непропорционально маленькой по сравнению с туловищем.

Фигура становится неестественно узкой в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика. Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметричность живописных изображений.

Не только в храмах в отдельных иконах, где группируются многие святые есть некоторый композиционный центр, который совпадает с центром идейным. И вокруг этого центра обязательно в одинаковом количестве и часто в одинаковых позах стоят с обеих сторон святые. В роли композиционного центра, вокруг которого собирается этот многоликий собор, являются Спаситель или Богоматерь, или София- Премудрость Божия. Иногда, соответствуя идее симметрии, центральный образ раздваивается.

Так на древних изображениях Евхаристии Благой жертвы Христос изображается вдвойне, с одной стороны дающим апостолам хлеб, а с другой стороны святую чашу. И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изогнутые и наклоненные к нему апостолы. Архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись, по существу, соборную в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которая в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным.

Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Троица

Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. В подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы… И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятною русскому образованному человеку. Он…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности русской иконописи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История иконописи
История иконописи. Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив - очень мало

Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи
Собор всей твари - основная тема древнерусской религиозной живописи. Когда изучаешь русскую живопись XIV века, бросается в глаза один любопытный факт со второй половины этого столетия резко увеличи

Иконографический образ Троицы
Иконографический образ Троицы. Старинная легенда рассказывает, как к древнему старцу Аврааму явились трое юношей, и он вместе с супругой своей Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского, в

Изображение Троицы Феофаном Греком
Изображение Троицы Феофаном Греком. Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, ве

Разное видение и понимание Гостеприимства Ааврама
Разное видение и понимание Гостеприимства Ааврама. Троица Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в Троице Рублева, не как быт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги